futurum писал(а):Психиатр писал(а):Drums писал(а):futurum
Что это?
Ок. Давайте только без эмоций и пошагово. Если где-то прослеживается "паралогика" (на ваш взгляд) - отметьте и аргументируйте.
1) Бог - бесконечность.
Нам сложно или, скорее, не возможно представить себе это понятие.
2) Бесконечность по сути своей неделима. Иначе это сумма двух и более конечностей, которая сама по себе конечна. Иными словами - Единство, подобного которому не существует в природе.
3) Бесконечность абсолютно "ровна" и не имеет никаких "сгустков" или мест с меньшей интенсивностью.
4) Она не имеет углов
5) Она даже выше всех потенций, ибо потенции так же имеют ограничение (каждая сама по себе)
6) Она не может в себе содержать ничего конечного
7) Мир существует - это факт.
8) Факт ли это? Можно допустить иллюзию. Сложно, но теоретически можно.
9) Творение из Бесконечности отличается от творения человеческого. Бесконечность творит из "ничего", человек творит "из" и "посредством".
10) Согласно предыдущим пунктам, Бесконечный Бог творит из Самое Себя все сущее. Иначе где был бы взят материал творения? Предположить наличие двух начал в тех сферах, о которых мы сейчас ведем речь - не возможно.
11) Поскольку Он Бесконечность - нет места и пространства не заполненного Им. И не просто не "заполненного" - это не правильное выражение, ибо "заполнение" подразумевает "сосуд", а он сам по себе уже "отдельная часть", а, скорее, нет места и пространства, которое не Он. Ибо он и Место и Пространство. Он Место Мира.
12) КАК из Бесконечного появляются конечные категории? Это иной вопрос, пока что не относящийся к теме. Однако пункты 7 и 8 пока что имеем ввиду.
13) Если (как факт или иллюзия) возник Мир, являющийся конечным местом, из Него Самого (9, 10), то можно обозначить и мир Его местом, не ограничивая, естественно, Его этим Миром.
14) "Господь ближе к человеку, чем его собственная рука" (Из изречений св отцов)
15) Однако Бог - свят. Святость = отделенность. Это необходимое явление, дабы могли возникнуть отношения между Творцом и сотворенным. Цель этих отношений - насладить творение, ибо "Придите и вкусите, как благ Г-сподь!".
16) Дабы насладиться, творение должно чувствовать отделенность. Однако какая "отделенность", если творение "из Творца" (пред. пункты)? Это вопрос "космогонии" и процесса творения, подробно рассматриваемый в иудаизме. Он не актуален для ответа на поставленный сейчас вопрос.
17) Появляется некая амбивалентность. Вроде бы "Все Бог" - пантеизм, с другой стороны "Святость" - отделенность, отношения Творец - творения.
18) Пантеизм по выражению философа "вежливый атеизм" - и действительно так в определенном аспекте. И не так, когда существует Закон. Балансировка между тем и этим - чрезвычайно тонкая, сложная и опасная штука. Способная свести человека в пучины. Известны средневековые иудейские секты, которые впали в "ересь пантеизма" и практиковали грех, как способ "возвышения" (Франкисты, например).
19) Именно поэтому существует Закон, который ограждает нас от подобных падений. Написано "Исполним и послушаем". Прежде исполним, а потом будем внимать "наполнителю". Прежде создадим "сосуд", а потом "заполним его Светом (Духом)" ибо "нес Света без сосуда".
20) Иудаизм безусловно не пантеизм. Однако, вместе с тем не выделяет Творца в отдельную личность, "находящуюся" вне творения. Ибо "личность" понятие ограничительное.