Бюджет другого рупора демократических ценностей — Voice of America — в целом сократится с $212,1 млн до $206,7 млн. Сократится финансирование латиноамериканского и английского подразделений, бюджет русского вещания вырастет с $4,09 млн до $4,14 млн. BBG в качестве обоснования своих финансовых пожеланий и своих трат указывает будущее расширение сотрудничества с российскими СМИ.
Напомним, ни «Голос Америки», ни Радио «Свобода» сейчас не осуществляют, собственно, радиовещание в России. Что касается Радио «Свобода», то оно прекратило вещать в 2012 году. Радиостанция полностью ушла в интернет.
«Телевидение — самый влиятельный тип СМИ в России, формирующий взгляды аудитории. “Голос Америки” использует российские СМИ, объективно отражающие информацию, как новостное агентство. Вопросы мировой экономики, американского бизнеса и отношений между США и Россией стали инструментом роста аудитории американских международных СМИ в России. “Голос Америки” и РБК-ТВ планируют расширить эфирное время совместного производимого контента до 60 минут в неделю с использованием студий ["Голоса Америки"] и журналистских ресурсов в Вашингтоне и Нью-Йорке», — сказано в материалах BBG.
В заявке BBG партнерство «Голоса Америки» с российским холдингом РБК отнесено к ключевым событиям в 2014 году — подчеркивается доступ к 11% российской телеаудитории. Из корпоративной презентации РБК-ТВ на июль 2014 года следует, что месячный охват канала составляет порядка 22,4 млн человек по России и 5,4 млн человек по Москве (РБК-ТВ ссылается на TNS). Среднесуточная доля (среднее количество человек, смотревших телеканал, от общего количества телезрителей) телеканала составляла на тот момент 0,5%, указано в презентации.
Под совместным контентом подразумевается привлечение журналистов «Голоса Америки» в качестве экспертов по некоторым темам, следует из материалов BBG. Например, в программе «Бабич. Тренд» несколько раз в неделю своим экспертным мнением делится корреспондент «Голоса Америки» Михаил Гудкин или его коллега Владимир Ленский. В среднем разговор с экспертом в «Бабич. Тренд» занимает около 20 минут. В цикле передач «Холодная война?», выходивших в эфир в сентябре 2014 года, в качестве эксперта привлекался обозреватель русской службы «Голоса Америки» в Вашингтоне Алексей Березин. Стоит отметить, что сейчас все архивные выпуски этой передачи удалены с сайта РБК-ТВ. «Голос Америки» предоставляет видеоматериалы РБК-ТВ, включающие четыре еженедельных включения с Нью-Йоркской фондовой биржи, с 2012 года.
— Наше сотрудничество с «Голосом Америки» не носит политического и финансового характера. У нас есть только включения экспертов «Голоса Америки», которые работают на Нью-Йоркской фондовой бирже и оперативно рассказывают нам о результатах торгов, ― сказал «Известиям» главный редактор РБК-ТВ Андрей Реут. ― Про расширение сотрудничества с ними мне ничего не известно, в нынешней ситуации мы не планируем никакого расширения. Что касается «Холодной войны?», то мы действительно пробовали запустить этот проект, но он не получился. Мы решили, что с редакционной точки зрения делать политизированный проект нам в данном случае неинтересно.
Радио «Свобода» тоже планирует увеличить присутствие в российском телеэфире.
«В партнерстве с аффилированными телеканалами в регионах России RFE/RL увеличит эфирное время на русскоязычных телеканалах до 4 часов в день. Среди новых программ будут документальные фильмы, аналитические ток-шоу, VIP-интервью и юмористические шоу, — указано в заявке. — Более того, Радио «Свобода» разрабатывает кавказскую версию своей [совместной с «Голосом Америки"] 30-минутной программы «Настоящее время».
BBG упорно старается протиснуть американскую позицию на российские телеканалы, выбирая для партнерства, как правило, оппозиционные телеканалы и новостные ресурсы. Так, например, в заявке на 2014 финансовый год также упоминалось, что «Голос Америки» запустил видеопрограмму «Поделись», которая нацелена на «молодежную аудиторию будущих лидеров» и предлагает «современную дискуссию об Америке и ее ценностях, политике США и постсоветскую эру для современного зрителя». В числе партнеров «Голоса Америки» в материалах BBG указывался ресурс «Грани.ру» и телеканал «Дождь».
По мнению экспертов, BBG действует в России в рамках ведения холодной войны и при помощи информационных инструментов, которые малоэффективны.
— Радио «Свобода» и «Голос Америки» наравне с другими СМИ BBG сейчас подвергаются серьезной критике в США, из-за того что они неэффективны. Западная пропаганда делает ставку на асимметричный удар — они будут пытаться не сформировать какую-то альтернативную картинку, а продемонстрировать, что российская пропаганда врет и представляет искаженную картинку. Такие публикации давно стали мейнстримом в контексте отношений России и Запада. Общая же задача американских СМИ — обработка лидеров общественного мнения, интеллигенции, которые потом уже будут ретранслировать эти критические взгляды более широким массам, — говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин.
По мнению директора Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрия Рогулева, американцам не дает покоя факт, что Россия активизировала свою деятельность на внешнем поле и добивается там успеха.
— США ошибочно принимают альтернативную точку зрения, не претендующую на какую-либо идеологию, как пропаганду. Russia Today, очевидно, по формату разительно отличается от советской пропаганды, тут всё по-другому — идет упор не на идеологию, а на популяризацию точки зрения, распространение определенных взглядов. «Голос Америки» ничем не отличался. Сегодня аналогичные органы США и Европы типа Deutsche Welle и Радио «Свобода» в значительной степени отстают от Russia Today и аналогичных СМИ, а потому им необходимо всеми путями искать новую аудиторию. Этим и вызвано создание цифрового департамента, — объясняет Рогулев.
Как писали «Известия», Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) с 2010 по 2014 год финансировало деятельность оппозиционных изданий в России. В их число попали и партнеры «Голоса России» и Радио «Свобода» — телеканалы РБК-ТВ и «Дождь». На их финансирование Роспечать потратила 4,5 млн рублей и 30,6 млн рублей соответственно. Еще 15 млн рублей выделено радиостанции «Эхо Москвы», газете «Московский комсомолец» — 17,9 млн рублей.