Помимо Баня-Луки и Пале в Республике Сербской имеются десятки городов. Приедор (52 тыс. жит.) — третий по величине город республики, расположенный в межгорной котловине между возвышенностями Козарой и Гремечем, его название в переводе с сербского означает пролом, или брешь. Биелина (40 тыс.), расположенная в северо-восточном углу республики, всего лишь в 8 км от границы с Сербией, несет функции торгового центра окружающего сельскохозяйственного района. Брчко (40 тыс.) — промышленный центр на Саве, у стратегически важного железнодорожного моста. Его принадлежность оспаривается Мусульмано-Хорватской Федерацией. Требине (36 тыс.) — крупнейший город республики в Герцеговине; на хозяйстве этого центра благоприятно сказывается близость черногорских портов Бар и Котор. Добой (28 тыс.) — город на реке Босна, центр горнодобывающего района.
Со времен последней переписи населения, проведенной властями СФРЮ в 1991 г., большинство городов увеличили свое население в основном из-за притока беженцев как из сельской местности, так и из-за границ Республики Сербской. Например, население Вишеграда увеличилось почти в 2,5 раза, Зворника и Требине — в 2 раза, Баня-Луки и Приедора — в 1,5 раза. Потеряли население в первую очередь города, в наибольшей степени затронутые разрушениями войны 1992—1995 гг.: Сребреница, Сербски-Брод, Сербское Сараево, Козарска-Дубица, Мрконич-Град.
Сербы в Боснии: шесть столетий без государства
Сербы, по вероисповеданию православные христиане, столетиями жили на землях современной Боснии и Герцеговины. Средневековое Боснийское государство управлялось князьями из сербских династий. Славянская государственность была уничтожена турецким вторжением на Балканы в XIV—XV вв. В результате политики исламизации, проводимой турецкими завоевателями, значительная часть сербов и хорватов, отказавшись от христианства, постепенно консолидировалась в новый славянский этнос — боснийских мусульман. Изначально вероотступниками двигал чистый прагматизм: мусульмане облагались меньшими налогами, были защищены от преследований и, будучи преимущественно горожанами, имели более высокий уровень жизни. В дальнейшем ислам стал для них традиционной религией.
В конце XIX в. сербы поднялись на восстание против дряхлеющей Османской империи. Плодами успешной народно-партизанской войны 1875—1878 гг. воспользовалась Австро-Венгрия, захватившая в 1878 г. территорию Боснии и Герцеговины и закрепившая это приобретение на Берлинском конгрессе. Австро-венгерская администрация, опасаясь национального возрождения сербов, преднамеренно противопоставляла сербов хорватам и мусульманам.
В 1908 г. Австро-Венгрия подтвердила свою аннексию Боснии и Герцеговины, Османская империя была вынуждена с этим согласиться. Тем временем сложившиеся в регионе противоречия вели к крупной европейской войне: сербы видели свое будущее в воссоединении всех сербских земель в едином государстве, хорваты вместе со своими соотечественниками, проживавшими в Славонии и Далмации, боролись за национальную независимость, славяне-мусульмане испытывали ностальгию по турецкому правлению. Пороховой заряд, годами копившийся на Балканах, был приведен в действие 28 июня 1914 г.: сербский родолюб Г. Принцип совершил в Сараеве удачное покушение на австрийского эрцгерцога Фердинанда, вслед за этим разразилась Первая мировая война. Четырехлетняя военная кампания привела к краху Австро-Венгрии, на обломках которой в 1918 г. возникло Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. — Югославия). «Первая Югославия» была унитарным государством. Босния и Герцеговина делилась в нем на несамоуправляющиеся территориально-административные единицы — бановины.
Весной 1941 г. Югославия была оккупирована фашистской Германией. Южнославянские земли стали полигоном для обкатки экспериментов по национально-территориальному размежеванию родственных народов. Последствия этих экспериментов явственно заметны и в наши дни. Согласно гитлеровскому плану, территория Боснии и Герцеговины присоединялась к вновь образованному марионеточному государству Хорватия, власти которого тесно сотрудничали с оккупационными властями. Все военные годы хорваты и мусульмане пытались очистить Боснию и Герцеговину от сербского населения. Жертвами этнических чисток стали сотни тысяч сербов. Не случайно поэтому именно сербы, в том числе и боснийские, составили основную массу антифашистской Народно-освободительной армии Югославии, к весне 1945 г. освободившей всю страну.
Пришедший к власти в результате победы над фашизмом коммунистический режим Иосипа Броз Тито играл на противоречиях между государствами капиталистической и социалистической систем, что позволяло Югославии в послевоенные десятилетия относительно динамично развиваться. В качестве модели национального строительства во «второй Югославии» был избран федерализм. Конституция Социалистической Федеративной Республики Югославии, принятая в 1974 г., закрепила федеративное устройство страны, субъектами которого были шесть социалистических республик (в том числе Босния и Герцеговина) и два автономных социалистических края. Все народы Югославии были признаны равными. Титовская национально-государственная реформа привела к определенным успехам: стали постепенно забываться этнические чистки военных лет, в стране снизился накал межэтнических отношений. Руководство страны заявило о появлении новой наднациональной этнической общности — югославского народа. Количество людей, считающих себя югословенами (как правило, это были люди, рожденные в смешанных браках), увеличивалось от переписи к переписи, к моменту распада Югославии их доля в населении страны превысила 5%. В самой Боснии и Герцеговине, отличавшейся в СФРЮ самым пестрым национальным составом, в 1981 г. югословены составляли почти 8% населения республики, но в 1991 г., ввиду усиления процессов национального самоопределения, их доля снизилась до 5,5%.
Факторами распада югославской федерации стали смерть Тито и фиаско проводимой его преемниками национальной политики, распад мировой социалистической системы, всплеск национализма в Европе (причем не только в странах Центрально-Восточного региона). В 1990 г. во всех шести республиках СФРЮ были проведены местные выборы. Победу на них всюду одержали националистические силы. На выборах в Боснии и Герцеговине, состоявшихся в ноябре, было три таких политических движения. Славян-мусульман представляла Партия демократического действия, интересы сербов защищала Сербская демократическая партия, избиратели хорватской национальности проголосовали за Хорватское демократическое содружество. Программы всех трех движений не содержали пункта о построении единого полиэтничного государства в Боснии и Герцеговине. Хорваты требовали присоединения всей республики, или, по крайней мере, населенных хорватами районов, к своему национальному государству, сербы ратовали за сохранение связей Боснии и Сербии в рамках югославской федерации, мусульмане, подталкиваемые мусульманскими странами, мечтали о построении на всей территории республики унитарного исламского государства.
Временный компромисс в сложившейся ситуации был найден путем создания института коллективного президентства — Президиума Боснии и Герцеговины, в который вошли семь членов: по два от боснийской, сербской и хорватской общин и один югословен. Шаткое равновесие было нарушено выходом из состава Югославии в июне 1992 г. Словении и Хорватии. На территории последней запылали очаги вооруженных конфликтов между Народной армией Югославии, поддержанной краинскими сербами, и вооруженными формированиями хорватов. В 1992 г. глава Президиума мусульманин Алия Изетбегович потребовал у Белграда признания независимости Боснии и Герцеговины. К этому времени депутаты, представлявшие боснийских сербов, покинули республиканский парламент и 9 января 1992 г. провозгласили создание сербского государства в Боснии. Тогда же боснийские хорваты объявили о создании в западной Герцеговине и центральной Боснии государства Герцег-Босна.
Военные действия в 1992—1995 гг. шли в различных концах Боснии и Герцеговины. Наибольшей интенсивности они достигали в районе столицы республики Сараева, вокруг мусульманских анклавов восточной Боснии: Сребреницы, Горажде и Жепы и в районе Дойни-Вакуфа, где армия боснийских сербов пыталась сохранить коридор, соединяющий сербские территории северной Боснии с Республикой Сербская Краина. Военная ситуация на фронтах республики менялась еженедельно. Первоначально успех сопутствовал сербам, которым удалось закрепить за собой две трети территории Боснии и Герцеговины. Однако затем, попав под каток санкций мирового сообщества, сербы вынуждены были уступить ряд важных стратегических позиций. На стороне противников сербов не было единства. То вооруженные формирования хорватов и мусульман объединялись воедино против сербов, то вчерашние союзники насмерть схватывались в битве за крупнейший город Герцеговины Мостар. Даже боснийцы-мусульмане из Бихача выступали против режима Изетбеговича, пытаясь с оружием в руках отстоять свою автономию.
К началу 1995 г. стало понятно, что вооруженной силой накопившиеся противоречия не разрешить. Враждующие стороны были обескровлены трехлетней войной. Промышленность и транспорт страны лежат в руинах, сотни тысяч жителей Боснии и Герцеговины были согнаны со своих мест проживания. Международными наблюдателями была предложена целая серия планов по прекращению военной стадии конфликта и разведению сторон. Все планы предусматривали создание на территории Боснии и Герцеговины государственных образований трех основных народов, находящихся между собой в состоянии «мягкой федерации» под управлением неких коалиционных органов.
В марте 1994 г., согласно подписанным в Вашингтоне договоренностям, территории, находившиеся под контролем мусульман и боснийских хорватов, объединились в Мусульмано-Хорватскую Федерацию (официальное наименование — Федерация Боснии и Герцеговины).
8 сентября 1995 г. на переговорах в Женеве международное сообщество фактически признало факт существования Республики Сербской. В ноябре того же года лидеры сторон боснийского конфликта встречались в американском Дейтоне (штат Огайо), где ими был согласован итоговый план по установлению мира в Боснии и Герцеговине. Основные положения плана были утверждены Парижским мирным договором от 14 декабря 1995 г. Сербы были вынуждены пойти на подписание этого документа из-за проводимых авиацией НАТО бомбардировок военных и некоторых гражданских объектов (мосты, дороги, промышленные предприятия) на территории Республики Сербской.
«Нарезка» (по Дейтонским соглашениям) границ двух национальных государств привела к очень большим неудобствам. По сути дела, оба образованных государства не могут полноценно существовать в своих нынешних границах. Во-первых, горнодобывающий район в центральной Боснии оказался отрезанным от центров переработки сырья, расположенных на Посавинской низменности. Во-вторых, промышленные и жилые кварталы сербского Нового Сараева обособились от центра города, населенного преимущественно мусульманами. В-третьих, железнодорожная сеть Мусульмано-Хорватской Федерации оказалась заблокированной, так как все без исключения железнодорожные выходы, ведущие к Дунайскому бассейну, проходят через территории враждебной Республики Сербской. О непростой конфигурации территории Республики Сербской мы уже говорили. Государство мусульман и хорватов также имеет очень неудачные очертания. В Посавине федерации принадлежат два анклава (Оджак и Орашье), полностью отделенные от ее основной территории, кроме того, существуют два «выроста», соединенные с основными землями мусульман и хорватов узкими «горловинами», — район Горажде, достигающий берегов Дрины, и южногерцеговинский коридор (предложен на переговорах делегацией хорватов, его предназначение — обеспечение безопасности хорватского Дубровника).
Дейтонские соглашения предусматривают создание единых органов управления для всей Боснии и Герцеговины: тройственного Президиума, общего правительства, общей двухпалатной Парламентской ассамблеи (Палата народов, состоящая из 15 депутатов, формируется на две трети Мусульмано-Хорватской Федерацией, на треть — Республикой Сербской; 42 места Палаты представителей заполняются по результатам прямых выборов по тем же квотам). Компетенция федеральных органов власти, согласно проекту, очень ограничена и касается лишь внешней политики. В любом другом случае два этих образования выступают на международной арене как де-факто суверенные государства: каждое из них имеет свои собственные конституцию, президентство, парламент, правительство, судебную власть, полицию, армию. Дейтонские соглашения в той их части, в которой говорится о создании общегосударственных институтов двух частей страны, существуют пока лишь на бумаге.
Республика Сербская: этажи власти
Согласно конституции, Республика Сербская — президентская республика с однопалатным парламентом — Народная Скупщина. Глава государства — президент, избираемый на 5 лет прямым голосованием (с ноября 2002 г. — Драган Чавич). Конституция закрепляет за президентом широкие полномочия. Он по должности становится верховным главнокомандующим страны, а также пользуется правом выдвижения в парламенте кандидатуры главы правительства. Исполнительную ветвь власти Республики Сербской, помимо президента, составляет правительство, включающее 16 министерств, среди которых министерства обороны, иностранных дел, промышленности и энергетики, сельского хозяйства, коммерции и туризма, финансов, здравоохранения, по делам религий, юстиции, социальной помощи ветеранам войны и др.
Восстановление хозяйства
Восстановление разрушенной в результате межэтнического конфликта экономики Республики Сербской идет за счет международной донорской помощи. В отличие от Мусульмано-Хорватской Федерации, поток финансовых средств в Республику Сербскую более чем скромный. К марту 1997 г. на Республику Сербскую (49% территории и не менее 30% населения Боснии и Герцеговины) приходилось всего лишь немногим более 3% (!) международной помощи, выделенной в адрес Боснии и Герцеговины. В существующем положении ясно угадывается предвзятое стремление ведущих мировых держав изолировать сербов, списав на них всю вину за трехлетнюю гражданскую войну. Тем не менее, несмотря на блокаду, в республику прорываются отдельные кредиты и транши, позволяющие проводить, правда, не так быстро, как это необходимо, реанимацию хозяйственной жизни страны.
Перспективы разрешения конфликта
Балканы называют пороховой бочкой Европы. В таком случае Босния и Герцеговина — это ее тлеющий фитиль. На ее относительно небольшой территории величиной с Московскую область зародилась Первая мировая война, шли одни из самых кровопролитных сражений Второй мировой и совсем недавно прервалась более чем сорокалетняя мирная пауза в истории Европы. Простых вариантов разрешения целого клубка рожденных здесь конфликтов быть не может.
На сегодняшний день хрупкий мир в Боснии поддерживают миротворческие контингенты стран мира (так называемые силы по поддержанию мира в Боснии — SFOR), в составе которых служат итальянцы, поляки, голландцы, украинцы, турки и даже малайзийцы. В зону ответственности российских миротворцев с февраля 1996 г. входил северо-восточный угол Республики Сербской с городами Биелина, Углевик, Зворник. Вся территория бывшей югославской республики поделена на три сектора, которые контролируются военными контингентами ведущих стран НАТО. В британский сектор входит западная часть Боснии и Герцеговины, включающая западную часть Посавинского региона Республики Сербской и Унско-Санский, Среднебосанский, Герцегбосанский кантоны Мусульмано-Хорватской Федерации. Штаб сектора размещен в Баня-Луке. Американский сектор включает восток Посавинского региона и север Подринья Республики Сербской, а также Тузланский, Зеницко-Добойский и Посавинский кантоны Мусульмано-Хорватской Федерации (штаб в Тузле). Во французском секторе оказались юг Боснии и основная часть Герцеговины: юг сербского Подринья, Сараевский, Гораждинско-Подринский, Герцеговинско-Неретвинский, Западногерцеговинский кантоны Федерации (штаб в Мостаре). Тем не менее никакого двоевластия на указанных территориях не возникает, почти все стороны жизни контролируются правительствами двух боснийских государств.