В Сочи разрушен строящийся морской порт в Имеретинке 14.12.2009 г.Сегодня на Сочи обрушился сильнейший шторм. Больше всего бед он принес в Имеретинскую низменность. Значительно пострадал порт в устье реки Мзымта. Часть мола ушла под воду. Повреждена строительная техника. Однако наибольшую тревогу вызывает судьба трех членов экипажа водолазного катера "Норд". Моряки считаются пропавшими без вести. Валерий Перевозчиков побывал на месте разгула стихии.

- 47641.jpg (27.29 КБ) 2596 просмотров
Валерий Перевозчиков, корреспондент:
«Утром волнение моря достигало семи баллов. Последний раз такой шторм здесь был 15 лет назад. Ущерб просто огромный. Целая секция порта ушла под воду, а вместе с ней буровая установка и кран. Вот такие тяжелые установки, просто как спичечные коробки раскиданы по всему пляжу».
Окрестности Порта Имеретинский напоминают поле битвы. Вокруг истерзанная морем техника. Как только уменьшилось волнение Алексей Лагуткин, механик одной из подрядных организацией отправился на свой участок работы. Вернее то, что от него осталось. Новая импортная техника восстановлению скорей всего уже не подлежит.

- 47642.jpg (33.63 КБ) 2597 просмотров
Алексей Лагункин, механик:
«Здесь сейчас в глаза бросается только по технике около 20 миллионов, даже больше ущерб составляет. Но самое печальное, что пропали 3 человека с буксира. Железо, что-то восстановится, что-то не восстановится, а людей уже не восстановишь».
До сих пор неизвестна судьба членов экипажа водолазного катера "Норд". На его борту находилось три человека. Вероятно, команда пыталась вывести судно в открытое море, чтобы избежать ударов о мол. Однако шторм был очень сильным. И "Норд" потерпел крушение. Внутри спасатели никого не нашли.
Эти кадры сняты очевидцами, через несколько минут после того, как катер был выброшен на берег.

- 47645.jpg (41.21 КБ) 2598 просмотров

- 47646.jpg (15.89 КБ) 2607 просмотров

- 47650.jpg (25.23 КБ) 2600 просмотров
Сергей Жогин вместе с другими местными жителями наблюдал, что происходило в порту. По его словам около шести часов утра шторм достиг своего апогея и начал рушить гидротехнические сооружения. На его глазах еще не до конца достроенный мол за считанные минуты ушел под воду.
Сергей Жогин, житель Имеретинской бухты:
«Начало седьмого начало ломать дамбу, около восьми часов она начала загинаться. Там стояла буровая установка. Она уходила под воду под сильным ударом волны. После 3-4 волн ее полностью оторвало, и она ушла вместе с техникой под воду».
Имеретинский порт посетил глава города Анатолий Пахомов. Мэр в первую очередь поинтересовался судьбой моряков. По словам сотрудников МЧС их поиски продолжаются. Дождь и сильный ветер чрезвычайно усложняют эту задачу.
Анатолий Пахомов, мэр города Сочи разговаривает с работником МЧС:
- Какие прогнозы, говорят, что селения будет заливать?
- Гидромед дает усиление до 6 баллов шторм. Сейчас 4-5 будет до 6.
- Что нужно предпринимать? Угрозы для людей не будет?
- Не будет. Создается оперативный штаб.
Для ликвидации последствий создан оперативный штаб. Сегодня из Москвы срочно вылетела специальная комиссия министерства транспорта. Очевидно, что ущерб будет исчисляется сотнями миллионов рублей. Члены экипажа катера "Норд" пока считаются пропавшими безвести, но с каждым часом остается все меньше надежды найти их живыми.
Валерий Перевозчиков, Андрей Матросов, «Вечерний Сочи».
ссылкаЕще фото есть тут.Видео шторма.Юлия Латынина ("Эхо Москвы") о шторме:...Вторая важнейшая история – шторм в Сочи. Строящийся порт в устье реки Мзымта Миллиардные убытки. Несколько погибших. Насколько я понимаю, четыре. Мы все знаем, что при сносе памятника в Кутаиси погибло двое. Сколько погибло при шторме в Сочи нигде не написано, и вообще не написано, что случилось. Объясняю, что случилось. Мне очень просто объяснили люди, которые специализируются на строительстве портов, они сказали гениальную фразу, цитирую: «Юля, понимаешь, где в этих местах можно строить порты, а где нельзя, известно еще со времен аргонавтов. В крайнем случае, со времен Очаковских и покоренья Крыма».
Если вы помните, в Крыму порты носят какие названия? Севастополь, Феодосия. Это времена, когда там греки плавали. И во всех местах, где строить порт нельзя, там дно устлано кораблями, которые свидетельствуют о том, что неудачно пытались построить там порт. В устье реки Мзымта строить порт нельзя, точно так же как в Имеретинке нельзя строить капитальные сооружения. Это было известно любому совковому проектанту. И это значит, что те люди, которые строили там порт, который погиб от шторма в шесть баллов (шесть баллов – это не высочайший шторм), который бывает якобы в тех краях раз в двадцать лет, вот это был их временной горизонт. 360 миллиардов рублей просили на порт. Я не знаю, сколько дали, но 360 миллиардов рублей просили. Порт строился к Олимпиаде. Вот временной горизонт строителей порта, значит, был ограничен. Посчитаем. Пять лет. Пять лет он должен был простоять, а после нас хоть потоп, в буквальном смысле слова.
Новая газета Кубани, 14.12.2009 г.Трагедия в Имеретинской долинеПо сообщениям жителей Имеретинской низменности, в ночь с 13 на 14 декабря размыло грузовой порт в районе устья реки Мзымты. Подхода к стихии нет. Жители сообщают, что шторм снес сваи и завалил строительные краны. Вода наступает на прибрежную дорогу вдоль моря, ведущую от устья реки к главному Ледовому дворцу. Стоит вспомнить, что
специалисты неоднократно предупреждали инициаторов Олимпиады, что Имеретинская низменность расположена ниже уровня моря: непродуманное решение и строительство могут привести к ее полному затоплению и уничтожению низменности. Также стоит вспомнить, что здесь расположены жилые дома сочинцев, которые в случае уничтожения низменности лишатся крова. Люди в стрессе. По сообщениям рабочих, трое из них пропали этой ночью без вести, пытаясь бороться со стихией.
По словам директора научно-исследовательского центра «Морские берега» Ивана Васильевича Лищишина, центр является ведущей научной организацией в России по проблемам защиты морских берегов. Однако события бурной ночи с 13 на 14 декабря были непредсказуемы, как любая стихия. На вопрос корреспондента, почему непредсказуемость не была заложена разработчиками проекта как основа ухода от трагедий, директор центра ответил, что якобы все предсказать невозможно. Обычно сочинская природа благосклонна. В то же время, по данным того же НИЦ «Морские берега», средняя ширина пляжей в Сочи и без стихий и штормов сократилась с 46 до 17 метров. Есть официальные сведения, что сочинские гидротехники обозначали основные проблемы и намечали пути их решения перед властью и бизнесом. Но в Сочи их не слышат. Порт начали строить без заказа на моделирование воздействия моря на побережье Имеретинской бухты, несмотря на то, что берег Имеретинки и без порта был подвержен сильному размыву штормами. По словам Ивана Васильевича Лищишина, НИЦ – это структура полугосударственная получастная, ОАО, контроля за ней со стороны государственных структур не предусмотрено. При этом основными направлениями деятельности Центра являются научное обоснование и разработка методов рационального освоения морских побережий, совершенствование способов инженерной защиты берегов морей, крупных озер и водохранилищ в соответствии с экологическими и архитектурно-эстетическими требованиями. Но если нет государственного контроля, то бизнес, естественно, стремится получить доход больше, а расходов предусмотреть меньше. Вспомним пресловутую «Хромую лошадь». Предприниматели экономили на безопасности. Ситуация повторяется в Имеретинке.
Для выяснения причин разыгравшейся драмы между природой и бизнесом директор НИЦ выехал на место, каких-либо конкретных комментариев он дать не смог.
Прокомментировать ситуацию мы попросили бывшего инженера НИИ транспортного строительства с 20-летним стажем работы в сочинском отделении морских берегозащитных сооружений Юрия Дзагания. В его бытность это структура была государственной и такие «непредсказуемые драмы» были невозможны. По словам Ю. Дзагания, природа в этом году была весьма благосклонно настроена к строителям, и то, 5-балльный шторм в декабре принес большие проблемы. - Это говорит о том, -продолжает специалист, - что проект по строительству порта совершенно не был продуман с позиции инженерной защиты теми, кто не знает реалий сочинских стихий. Обычно, - добавляет Юрий Владимирович, - каждый год в ноябре месяце шторма в Сочи достигают 6-7 баллов. Это известно всем. В этом году их не было. Погода немного решила пошалить в декабре. И то, как соломинки разбросала сооружения грузового порта. К сожалению, -заключил специалист по берегозащите, - власть и бизнес преувеличивают свои возможности и на деле оказываются не способны не только принять правильные решения, но и спасти ситуацию и людей. Трагедия «Хромой лошади», только в более крупных масштабах и других проявлениях, может охватить и Сочи. И тогда где искать крайних? Кто ответит за трагедии, ущерб и трату бюджетных средств? Такого мнения придерживаются большинство сочинцев, которые поняли, что власть и бизнес для народа ненадежные и небезопасные партнеры.
Светлана КРАВЧЕНКО