(небольшой отчет о путешествии по родной земле

Отчет первый (убежденным атеистам лучше не читать

Эпиграф:
Давняя истина: ни о чем мы не знаем так мало, как о том, что находится рядом с нами.


Посему 27 июня было решено предпринять поход по томским храмам, которых в городе стало достаточно много. Оставим в стороне вопрос о том, на какие средства идет их реконструкция. Нас интересовала только их история и то, какие достопримечательности там можно посмотреть.
Стартовали мы на автобусе от ТГУ. Поскольку я была в роли экскурсовода, фотографировать мне было неловко, тем более, что в храмах это делать в принципе не рекомендуется. Так что фотографии (за исключением коларовских, которые я делала еще зимой) взяты из опубликованных источников

Остановка первая. Храм в честь святого благоверного князя Александра Невского (1880 г.). (Нижняя Елань, ныне ул.Герцена)
История храма достаточно любопытна: он был построен при арестантском отделении и поэтому имел два входа: один со стороны тюрьмы, другой – с улицы, для обычных прихожан. Внутренний вход сохранился и сейчас, но теперь по нему обычно ходят семинаристы.
Изначально его стены были покрыты лепниной в старорусском стиле, но по понятным причинам от нее ничего не осталось, как не стало и апсиды – т.е. полукруглого алтарного выступа. В советские годы помещение было разгорожено на два этажа, но теперь перегородку убрали, а восстановить внутренний интерьер пока не успели. Но то, что все работы идут прежде всего силами самих семинаристов, делает храм «обжитым» и придает ему какой-то особо уютный «домашний» колорит.
Иконостас на первый взгляд смотрится несколько бедновато, но на нем есть несколько икон XVIII в., а за счет удачного местопложения храм пользуется большой популярностью у студентов и преподавателей. Кстати, как до революции, так и теперь храм славится своим хором.
Из чтимых святынь – иконы Александра Невского и Василия Великого с частицами мощей. Обе иконы работы томского иконописца Георгия Родионова.

Икона Александра Невского

Икона Василия Великого
Остановка вторая. Богородице-Алексевский мужской монастырь (1789 7., Юрточная гора/Монастырско место, ныне ул.Крылова).
Первый монастырь близ Томска был основан еще в 1605/1606 гг., но его месторасположения несколько раз переносили (кыргызы, наводнения и прочие беды этому немало способствовали), так что на нынешнем месте монастырь обосновался только ок.1658 г. дальше начались беды с пожарами, и только в 1779 г. был начато строительство каменного храма. Строительство шло десять лет, на втором этаже храма расположилось хранилище монастырских древностей, на колокольню был поднят 303-пудовый колокол. Монастырь был окружен кирпичной стеной, остатки которой еще видны в зарослях близлежащих деревянных домов. Именно здесь отбывал некогда ссылку арап Петра Великого, предок А.С.Пушкина.
Вокруг монастыря, что вполне естественно, находилось кладбище, переходящее в большой сад. Здесь погребались тела священнослужителей и особо выдающихся граждан Томска. Под храмом имелись обширные подвальные помещения с выходами в галереи подземных ходов, опоясывавших церковь и проходивших под монастырским кладбищем. В этих галереях также находились погребальные склепы. Именно здесь был в 1864 г. похоронен старец Федор Кузьмич, предполагаемый император Александр I.
Однако оставим в стороне богатую и для любителей интересную историю монастыря, и сразу перейдем к современности

Центральный храм монастыря – церковь Казанской богородицы. Внутри церковь по-старинному уютная, просторная, с непривычно низкими сводами. Как-то сразу вспоминаются русские сказки про «царские палаты».
Прямо напротив входа, в правом приделе – рака с останками Федора Кузьмича. Для любопытствующих сразу поясняю: подойти вплотную к раке можно, но увидеть даже сквозь стекло ничего не удастся, т.к. останки прикрыты тканью. В правом приделе – икона с мощами Алексея, человека божьего. А по обе стороны от алтаря – два ковчега с мощами оптиных старцев.
Хотя по большей части иконы в храме новые, либо явно попали в храм случайно (к примеру, фрагменты старых иконостасов на западной стене), но в целом он производит очень умиротворяющее впечатление. Особый колорит придают находящиеся радом монастырские кельи, где идет обычная будничная жизнь монахов, а храм для них – что-то вроде домашней церкви


Общий вид

Алтарь


Рака с мощами старца Федора Кузьмича

Икона с мощами божьего человека Алексея
Остановка третья. Троицкая церковь (1844 г., ул.Воскресенская).
Некогда в этом районе брали глину для изготовления кирпичей (отсюда старое название района – Кирпичи), а потом здесь образовалась кержацкая слобода. Проще говоря, зесь стали селиться старообрядцы-поповцы. После того, как они согласились признать главенство православной церкви (при условии сохранения своего обряда), им было разрешено построить свой храм. Рядом находилось и старообрядческое кладбище.
Пожалуй, Троицкой церкви повезло больше других, - если ее и закрывали, то ненадолго (правда, по традиции на это время превратив ее в гараж), но так как она оставалась чуть ли ни единственной действующей, в нее стекались иконы со всех закрываемых храмов. Правда, ныне она уже не старообрядческая, а обычная православная, но богатство ее собрания икон поражает, хотя, безусловно, многое сз прежнего собрания было утрачено. Там можно ходить часами, рассматривая стили и сюжеты. Здесь хранится одна из старейших икон томского письма («Вознесение Господне»), икона с мощами Николая Чудотворца, чудотворная икона Богородица «Достойно есть» из женского Иоанно-Предтеченского монастыря. Некогда здесь же хранилась и знаменитая чудотворная икона Николая Чудотворца из Семилужков, которую каждый год крестным ходом носили в Томск, но сейчас она, похоже, утрачена.
Присмотритесь к росписям: местами они вполне профессиональны, а местами (особено на западной стене) скорее всего любительские, но очень непосредственные.
На территории церкви сохранились все традиционные постройки, - колодец, крестильня, дом священника и т.д. и т.п., но кроме этого там же находятся несколько надгробий, привезенных со старых кладбищ. В частности, весьма монументальное надгробие с могилы Евграфа Королева, известнейшего томского купца. Короче, в этом храме есть на что посмотреть. Пожалуй, это самый насыщенный по содержанию и сохранившийся храм Томска.
Одно «но»: около храма всегда полно нищих, а его служители отличаются некоторой консервативностью. Поэтому если в других храмах (даже в монастыре) вряд и сделают замечание по поводу непокрытой головы у женщин, то здесь это вполне может случиться.

Общий вид

Иконостас

Придел

Самая старая томская икона

Икона с мощами Николая Чудотворца

Семилужская чудотворная икона
Остановка четвертая. Воскресенская церковь. (1798-1801 гг., памятник архитектуры республиканского значения).
Самый известный храм Томска, силуэт которого знаком каждому, кто бывал в районе ост.1905 год

Однако советую присмотертся повнимательней: с некоторых точек отчетливо видно, что храм напоминает прекрасный многомачтовый корабль, плывущий на восток. Здесь не только церковная символика, но и символика времени: храм построен архитекторами школ Растрелли, а в послепетровскую эпоху корабль был весьма распространенным символом могущества и устремленности самой России.
Некогда здесь стоял деревянный монастырский храм, но когда он обветшал, его разобрали и вместе со всей церковной утварью вынесли на берег Томи, сожгли, а прах пустили по воде. Так было принято прощаться с отслужившими свое храмами.
Нынешний храм двухуровневый. Сохранились оригинальные кресты на куполах, снять которые коммунистам не удалось, т.к. они были на цельных штырях, глубоко «сидящих" в куполах. Вход на второй этаж навевает воспоминания о старорусских постройках, но, увы, сейчас верхний ярус на реставрации, и туда не попасть. А жаль: там сохранились первозданные росписи, и даже в своем более чем фрагментарном состоянии они производили очень приятное впечатление. Нет, не красотой, а именно тем, что в них сохранилася дух эпохи. Остается надеятся, что они не превратятся в свое лубочное подобие. Хорош и кедровый иконостас, хотя он и сделан совсем недавно.
Нижний этаж небогат, во время служб там собирается совсем немного народа, но именно это делает церковь по настоящему «приходской», - туда действительно в основном прихоят одни и те же люди. Хотя служат там хорошо, особенно меня впечатлила искренняя манера речи священника, проводившего обряд крещения. Он говорил именно с людьми, а не произносил заученные фразы.
Впечатляет и звонница с огромным колоколом, хотя это и новодел.
P.s. То ли из-за бедности, то ли по каким иным причинам, но свечи там дороже, чем в других местах


Общий вид

Вход на второй ярус

Верхний храм (видны следы росписи)

Нижний храм
Промежуточная остановка. Часовня на ключе «Божья роса».В районе Дальнеключевской находится несколько родников, воду которых использовали, естественно, прежде всего для бытовых нужд, но тем не менее, поскольку ключи считались обладающими Божьей благодатью, над некоторыми из них воздвигали часовни. Ни одна из них не сохранилась, но уже в наши дни над ключом «Божья роса» была воздвигнута часовенка. Довольно простенькая, но хотя бы разок заглянуть к ней есть смысл


Остановка пятая. Знаменская церковь. (1810 г., Заозерье, ныне ул.Войкова).
Храм с интереснейшей историей: после гибели царевича Дмитрия в Угличе его жители были сосланы в Сибирь, и часть их оказалась в Томске. С собой они принесли икону Абалацкой Божьей матери, в честь которой и воздвигли деревянный храм в той слободе, где им разрешили поселиться. Причем нынешний кирпичный храм был построен потомками тех, ссыльных, угличан.
Храм производит очень приятное впечатление. С точки зрения архитектуры это сочетание стилей барокко и классицизма, но главное, что внутри храм необычайно уютный и неожиданно просторный.
Никогда бы не подумала, что в этом отдаленном месте можно встретить такое богатство икон и убранства. Сразу в правом приделе – икона в шитой бисером ризе. В церквях их сохранилось не так уж и много, так что есть смысл специально обратить на нее внимание
Некогда здесь было очень много святынь, среди них крест с частицами того самого Креста, на котором был распят Христос (ныне - в алтаре Богоявленского собора), икона на «аспидном» камне (ныне утрачена) и многие другие.
Сейчас в Знаменской церкви хранится немало иконы с мощами, среди них - Николая Чудотворца, Серафима Саровского, Георгия Победоносца, Анастасьи узорешительницы, двенадцати Оптиных Старцев.
Есть в этом храме какая-то особая намоленность, какой-то неуловимый дух старины, который уже исчез из большинства других храмов. Может, этому способствует то, что вокруг него нет современых новостроек, который делют любой другой храм каким-то лубочным. Может, то, что нигде не встретить таких ароматных, пахнущих медом свечей, как здесь. Может, потому, что служители очень приветливы и очень охотно рассказывают о нем, и даже если правый придел закрыт, всегда пропустят, чтобы можно было посмотерть или подойти к нужной иконе. А может и просто потому, что там, как правило, очень мало народа, и можно просто побыть наедине с собой. Кто знает. Но храм и вправду очень притягательный.

Иконостас правого придела

Иконостас левого придела
Остановка шестая. Боговленский собор (1777 г., Пески, ныне пл.Ленина

Один из старейших храмов Томска, неоднократно горел, одному из пожаров был свидетелм известный путешественник Гмелин

Понятно, что храм в советские времени постигла обычная судьба всех храмов. Но сейчас именно Богоявленский собор является центральным храмом Томска.
К сожалению, для постоянных посещений открыт только нижний придел. На мой взгляд, по сравнению с Троицкой или Знаменской церквями он не поражает воображения, но там «в открытом доступе» есть две святыни: ковчежец с мощами св.великомученика Пантелеймона и икона св.Домны Томской, - единственной томской святой, которая, наряду с Федором Томским (он же старец Федор Кузьмич) являются такими же знаковыми для нашего города, как, например, Ксения блаженная для Петербурга.
Верхний храм не в пример богаче, красивее, причем эта красота отличается от других томских храмов. Если Знаменская, Троицкая – это отголоски русской старины, Воскресенская чем-то напоминает московские храмы, то здесь – беломраморная лестница, величие, обилие света. Но судя по всему, этот храм предназначен для семинаристов и попасть туда можно лишь по большим православным праздникам либо будучи приглашенным на чье-либо венчание. Именно там находится точная копия рублевской Троицы, которую копировали с оригинала, для чего было получено разрешение от директора Третьяковки. Копия точно воспроизвдит даже все трещинки.
При соборе есть неплохая церковная лавка, где можно купить интересную литературу (не обязательно богослужебную, а, к примеру, по христианской философии или библейской археологии), диски с фильмами, иконы с частицами святой земли, форму для пасхи и еще множество других, не менее интересных и нужных в хозяйстве, вещей

Все в этом храме хорошо, но на мой вкус, на нем лежит некая печать «официального учреждения», служители осознают себя «при исполнении», хотя внешне все вполне благопристойно…

Общий вид

Нижний храм

Рака с мощами Пантелеймона целителя

Распятие с частицей креста, на котором был распят Христос

Копия рублевский "Троицы"
Остановка седьмая. Часовня Иверской Богородицы (1858).
Икона Иверской Богородицы покровительствует путешествующим, поэтому месторасположение ее часовни было более чем уместным. Однако у большевиков были свои планы, поэтому в свое время часовня была снесена, а на ее месте (кстати, и на месте расположенного рядом кладбища) появился памятник Ленину и прочие постройки.
Нынешняя часовня – практически точная копия первоначальной часовни, икону создавали мастера на Новом Афоне с оригинала.

Общий вид

Икона Иверской Богоматери
Остановка восьмая. Спасская церковь (с.Коларово).
Село существует с 1620 г., а нынешний храм – с 1799 г. Для его алтаря создавалась икона Спаса Нерукотворного, которая сразу же проявила себя как чудотворная. В советские времена она была утрачена.
Очень симпатичная, уютная сельская церковь. Сейчас ее реставрируют, но если она вдруг закрыта, то нужно подойти к рабочим, они быстренько позвонят по сотовому, подойдет милая женщина в платочке, которая специально для вас откроет храм



Общий вид (народ празднует Масленницу)

Двери новые, но петли старые


Общий вид храма

Иконостас