РУЛЬ-УБИЙЦАБолее половины ДТП в Иркутской области происходит по вине водителей автомобилей с правым рулем
Областная ГИБДД подготовила уникальную статистику по ДТП, которые произошли в Иркутской области в прошлом году. Всего в регионе зарегистрировано 620 тысяч транспортных средств (включая грузовики, прицепы и т. д.), из них 182 тысячи — с правым рулем. В прошлом году по вине водителей иномарок с левым рулем произошло 1647 ДТП, а с правым — 2010. Гаишники призывают задуматься над этими цифрами и по возможности поменять правый руль на левый.
Когда праворукие японские автомобили в середине 80-х стали впервые появляться на улицах Иркутска, многие прохожие немели от испуга. Пример из жизни: несется красивая иномарка, а на привычном месте водителя с левой стороны сидит женщина, которая красит губы. То, что водитель с рулем может находиться с другой стороны, советских людей шокировало. Правый руль — яркий символ жизни не такой, как у нас.
В культовом мультфильме «Тайна третьей планеты» девочка Алиса с папой и капитаном Зеленым летали на космолете с несоветским правым рулем, и создателям мультфильма в свое время за это даже попало. Сегодня ситуация на улицах Иркутска обратная: леворукая иномарка выглядит по-настоящему эффектно и круто. Причина в том, что большинство иркутских автомобилей привезено из Японии, в которой только левостороннее движение и правые рули.
— В западной части России ситуация другая: там большинство автомобилей леворукие, — говорит Алексей Тарбеев, начальник отделения пропаганды УГИБДД области. — Они ездят или на отечественных авто, или на европейских, которые также в своей массе с «правильным» левым рулем. В Иркутск же из-за его отдаленности от Европы чаще всего везут японские автомобили с правым рулем.
Они опаснее для вождения — особенно при обгоне, когда машина выезжает на встречную полосу. Кроме того, у праворуких автомобилей основной поток света направлен не на обочину, а на встречный транспорт. Машина с правым рулем «не видит» пешеходов на обочине и слепит встречных водителей. Опасность правого руля подтверждает и статистика за прошлый год: 61% ДТП произошло по вине водителей авто с правым рулем.
Наше государство уже пыталось активно обезвредить эту опасность. Например, в период премьерства Виктора Черномырдина в конце 90-х, когда Дальний Восток буквально встал на дыбы в защиту любимых «японок». Сатирик Михаил Задорнов даже шутил, что самое смешное во Владивостоке — дорожное движение: абсолютно все автомобили с правым рулем, а движение в городе правостороннее, как и во всей России. Заговорили о запрете праворуких иномарок и три года назад в правительстве РФ, когда пытались спасти наш неконкурентный автопром. Но все тщетно.
Столкнувшись с мощной солидарностью автомобилистов (одно дело об аварии с участием Михаила Евдокимова чего стоит!), водителей праворуких иномарок оставили в покое. Правда, резко выросли таможенные пошлины, и машины подорожали. Но любой нормальный водитель все-таки выберет проворукую «Тойоту», чем левшу «Калину». Правда, безопаснее от этого на улицах Иркутска не становится.
— В нашей стране правостороннее движение, и автомобили объективно должны быть с левым рулем, — комментирует Виктор Григоров, президент Региональной автодорожной ассоциации. — Действительно, у водителя с правым рулем особенно при обгоне обзор меньше, чем у водителя с левым. И я думаю, любой автомобилист при равном выборе предпочел бы левый руль. Но экономически это сделать не так просто.
Иркутяне выбирают праворукие «японки» прежде всего потому, что они доступнее и лучше своих леворуких конкурентов. Юридически государство может запретить ввоз в страну праворуких автомобилей — достаточно одного нормативного акта. Но закон не имеет обратной силы: запретить уже ввезенные в Россию праворукие автомобили будет неконституционно, а значит, нельзя. Как и нельзя будет заставить автомобилистов менять руль справа налево: на момент ввоза в страну праворукие машины получили сертификат соответствия, и отменить его невозможно.
— А заставить поменять световое оборудование можно?
— Лучше спросите, каким образом сегодня иркутские автомобилисты проходят техосмотр и спокойно ездят после него с «неправильным» светом. Вот вам и ответ. Наше государство могло бы применить экономические рычаги и сделать леворукие автомобили более привлекательными для автомобилистов, чем праворукие. Эту проблему можно решить только экономическими путями. Любой водитель дорожит своей безопасностью и перейдет с правого на левый руль, если это будет ему выгодно по деньгам.
В Таджикистане запретили правый рульЗакон о запрете ввоза праворуких машин вступил в силу на территории Таджикистана с 1 февраля 2008 года. Власти объясняют такое свое решение тем, что праворульные машины небезопасны и не предназначены к езде по правосторонним дорогам. Уже ввезенные в страну машины продолжат ездить — их никто не запретит. Со временем они выйдут из строя и сами исчезнут с улиц.
АНДРЕЙ КОЛГАНОВ
mir@pressa.irk.ru Фото СЕРГЕЯ СОЛОНЕНКО
http://pressa.irk.ru/friday/2008/10/007001.html