Сообщение Вопрос » Пт июн 30, 2006 16:19
Содержание спирта в России – 3%
Текст: Анна Дорофеева
В России подходит к концу виски, вино и коньяк. В этом виноваты правительство и депутаты, забывшие при принятии закона об обороте алкоголя предусмотреть порядок выдачи новых акцизных марок.
С 1 июля 2006 года с российских прилавков исчезнет большая часть импортного алкоголя. С этого момента вступает в действие закон, отменяющий старые акцизные марки, а переклеить на место старых марок новые пока не позволяет закон. Дело в том, что новая редакция закона «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», вступившая в силу с 1 января этого года, запоздала и толком не установила необходимых условий для участников рынка, чтобы вовремя организовать процесс продажи.
Поэтому бутылки со старыми марками простаивают, ожидая перемаркировки, а новые партии в необходимом объеме участники рынка завести и принять не могут, так как дистрибуторам нечем за них платить.
«У оптовых компаний, которые заказывают нам импорт, просто нет денег, все банкроты, – говорит руководитель пресс-службы холдинга "Винный мир" Андрей Егоров. – Импорт мал не из-за того, что импортеры плохо работают или не хватает марок, а из-за того, что оптовые компании разорены».
Эксперты утверждают, что ситуация с наличием импортного алкоголя в рознице – катастрофическая и наладится не ранее, чем через полгода. Так, по данным Союза участников алкогольного рынка (СУАР),
за пределами сегодняшнего рынка импортного алкоголя останется около 97%, соответственно на полках с 1 июля россияне увидят лишь 3% от привычного ассортимента алкоголя.
Как рассказал «Газете.Ru» директор департамента информации СУАР Вадим Дробиз, «если не считать молдавского и грузинского вина, и так запрещенного для ввоза в Россию, то из ста с небольшим миллионов литров импортного алкоголя на российском рынке останется лишь несколько миллионов».
В течение июня компании-производители, дистрибуторы и торговцы алкоголем готовились к июльскому «часу Х» и пытались хоть как-то пристроить алкоголь со старыми марками. Некоторые дистрибуторы и ритейлеры судорожно распродавали дорогую и не очень импортную алкогольную продукцию со скидками до 70%, другие возвращали алкоголь поставщикам, а импортеры думали, куда девать скопившийся товар.
«Газета.Ru» попыталась выяснить, что же конкретно ждет российских покупателей импортного алкоголя после 1 июля. Опрошенные виноторговцы храбрятся и утверждают, что, несмотря на проблемы, некоторое количество новых партий алкоголя все же ввезено и маркировано по новому образцу. На некоторое время этого хватит, заверяют импортеры.
Правда, уточняют, что только на самое ближайшее.
По словам президента управляющей компании «Nemiroff Холдинг» Александра Глуся, на сегодняшний день компания импортировала около 60 вагонов с новой акцизной маркой, до конца июня планируется поставить в Россию около 100 вагонов с продукцией Nemiroff. «Для сравнения – в предыдущем году плановые поставки составляли в среднем до 200 вагонов ежемесячно, то есть сейчас объемы поставок уменьшены почти в два раза», – сетует Глусь.
Другие импортеры делают ставку на возврат в оборот старых запасов. «До 30 июня мы соберем у себя на складе порядка 3 млн бутылок со старой маркой, – говорит Андрей Егоров из холдинга "Винный мир". – И когда постановление вступит в силу, мы будем этот алкоголь легализовывать и возвращать в розницу, что не займет много времени. Новые поставки с новыми марками у нас также уже есть, в июне мы завезли 1,2 млн бутылок, но это в 10 раз меньше, нежели обычно».
Тем не менее убытки, понесенные виноторговцами, огромны. По словам регионального директора компании Brown-Forman по России и СНГ (бренды Jack Daniels и Finlandia) Владислава Шапошникова, три месяца – с февраля по апрель – дистрибутор не мог импортировать товар из-за отсутствия новых марок.
«Соответственно, мы оцениваем упущенную выгоду тремя месяцами продаж – 20% своих годовых продаж в России.
Мы подтвердили своему дистрибутору решение принять на перемаркировку наш товар, однако три месяца без новых поставок практически вымыли все товарные запасы», – уточнил Шапошников. Правда, несмотря на это, «вот уже месяц, как наши бренды с новыми марками появились в розничной продаже», сообщили в компании.
Правда, некоторым продавцам алкоголя, по их словам, удалось отделаться малой кровью. В компании «Армянский коньяк» (дистрибутор импортной алкогольной продукции, принадлежащий компании Pernod Ricard) «Газету.Ru» заверили, что у них проблема возникла лишь с австралийским вином, которое будет только в конце июля, кроме того, не будет доставать нескольких разновидностей ликеров. Остальные позиции, в том числе Chivas, Olmeca, Gavana уже есть с новыми марками в полном объеме и сейчас поставляются в розницу.
Тем временем ритейлеры в течение июня в местах продаж информировали покупателей о том, что после 1 июля могут быть проблемы с наличием импортного алкоголя в продаже из-за сниженного предложения со стороны поставщиков. Генеральный директор «Перекрестка» Павел Мусял отмечает, что уже сейчас в магазинах сети полки с алкоголем пустеют, так как до сих пор доля алкоголя со старой маркой в «Перекрестке» составляла 90%. Правда, действительность еще мрачнее –
по свидетельству покупателей «Перекрестка», вот уже неделю полки, обычно заставленные импортными винами, в магазинах сети заняты отечественным пивом.
«На этой неделе уже во многом решился и сейчас решается вопрос по крепкому алкоголю, – сообщил "Газете.Ru" начальник отдела рекламы и внешних связей "Седьмого континента" Алексей Чураков. – Некоторые поставки алкоголя с новыми акцизными марками сделаны, и продукция уже выставляется на полки магазинов. Первые партии поступивших вин, конечно, незначительные, но они есть, ситуация с крепким импортным алкоголем лучше. Полного восстановления прежнего ассортимента, по нашим оценкам, можно ожидать в течение следующего месяца–двух». «С российскими алкогольными напитками у нас все в порядке», – подчеркивает Чураков.
В сети «Рамстор» не уточнили, какой урон нанесла сложившаяся ситуация ассортименту сети, сообщили лишь, что «процесс замены акцизных марок, безусловно, отразился на широте ассортимента алкогольной продукции, но уже в самом скором времени мы планируем восстановить его в полном объеме».
Но что конкретно из импортного спиртного, сколько и когда будет в магазинах, ритейлеры не говорят.
Возможно, потому, что не знают сами. Например, в «Седьмом континенте» рассказали, что каждый магазин сети имеет свою логистику, а значит, будет продаваться то, что поставщик привезет в конкретный день.
В меньшей степени проблема нехватки алкоголя коснется посетителей баров и ресторанов. По крайней мере пока опрошенные «Газетой.Ru» питейные заведения смело заявляют, что готовы ко всему и найдут, «где взять, в случае, если взять будет неоткуда».
Правда, похоже, что так утверждают лишь те, кто не желает официально признаваться в возможности введения явочным порядком «полусухого закона».
Так, в «Группе компаний Аркадия Новикова», в которую входит более 40 проектов ресторанного бизнеса, признают, что меню импортного алкоголя будут заметно сокращены. Финансовый директор группы Раиса Макарова рассказала, что «в различных ресторанах Москвы будут сформированы новые винные карты в зависимости от возможностей поставщиков». Сколько и какого алкоголя с 1 июля не будет хватать в ресторанах Новикова, уточнить в группе не смогли.
Как утверждают участники рынка, цены на представленную импортную алкогольную продукцию не повысятся. Тем не менее эксперты в этом открыто сомневаются, утверждая, что
при подобной ситуации, когда импортное спиртное становится буквально эксклюзивом, прежними цены оставаться просто не могут.
По предположению специалистов, цены будут повышены в зависимости от стоимости и востребованности алкоголя: так, импортное вино вырастет в цене на 10–20%, а виски, коньяк и ликеры – на 30–40%.
30 ИЮНЯ 11:36
//газета.ру