futurum писал(а):Психиатр писал(а):не то что гои там всякие...
"Ой, ты гой еси добрый молодец?" говорит в былинах тот, кто встретил богатыря. А что значит «гой»?
Тора говорит: "Вот сыны Хама по семьям их, по языкам их, по землям их, по народам их (гоим – гоейем)", – и это четыре признака нации, ума (אומה) (Ноах, 10:20).
Раши (12 в.): "Хотя и разделились по языкам и землям, так все и остались сынами Хама" – хамами.
Гаон из Вильно (18 в.) поясняет, чем отличаются слова, которые переводят как "народ" – ам (עם) и гой (גוי): «Всякая ума (нация) называется гой, потому что известна (отличается) своими обычаями (нимусейем). Как сыны Якова в Египте известны были как гой (народ), поскольку отличались от других... А разница между ам и гой в том, что ам (так же пишется союз "с" – Г.С.) – это с-борище многих людей, придерживающихся какого-то вероисповедания (или свода законов – дат) или нет. Но гой сохраняет свои обычаи. Как написано в Торе о сынах Якова в Египте "и стали там гой гадол – народом великим" (Двварим, 26:5). А мудрецы (Сифри к Ишая 1:4) добавляют (как и в Агаде Песаха): "и стали там гой – то есть отличался (мецуяним) там Израиль". И гой может быть и один человек (в отличие от ам – Г.С.) – если соблюдает обычаи своего народа».
И еще указывает Гаон, что гой – человек уважаемый, как сказано «Расскажите среди народов (гоим) кводо – о славе (уважении) Его (Б-га)» – они способны это понимать, оценивать и оказывать уважение. И так же написано «Яви Славу Твою (кводеха)». Но (обычному) множеству (которым является ам) достаточно рассказов о чудесах, как написано: «среди всех амим Его чудеса».
И написано в Торе (что Б-г вывел евреев из Египта) "гой микерев гой... – народ из народа" (Дварим 4, 34). Теперь понятно, почему Творец использует именно это слово: «ветихью ли мамлехет коганим вегой кадош – И будете Мне царством священников и народом, посвященным Мне» (Шмот, 19:6).
Задача особого народа, который создает Творец – быть посредником между Ним и человечеством. И для этого, прежде всего, придерживаться Его обычаев, жить по Его законам. Тогда Израиль может быть царством священников для всех народов. И чтобы выполнить эту задачу, Израиль должен стать многочисленным, ам и жить на своей земле, быть ама, нацией.
Может быть, в этом проблема некоторых множеств, которые не могут определиться, кто они. В них смешаны родственники с пришельцами – и что для них главное, в чем смысл и цель их жизни как народа они сами не знают.
И шутка, в которой, может, и правда: перевести "Ой, ты гой еси добрый молодец?" как вопрос "Ой, какого ты народа добрый молодец?" (обычно «Жив будь, добрый молодец»). Первую версию подтверждает слово «изгой» – вышедший, изгнанный из народа, общины.