Без разбирательств не получилось.
Суд оправдал директора новосибирского оперного театра Бориса МездричаАдминистративное производство прекращено за отсутствием состава преступленияСегодня мировой суд Центрального района Новосибирска рассмотрел дело в отношении директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича. Против режиссера-постановщика оперы «Тангейзер» Тимофея Кулябина и руководителя Новосибирского оперного театра Бориса Мездрича были возбуждены административные дела по жалобе на оскорбление чувств верующих.
Решением суда Борис Мездрич оправдан. Административное производство прекращено за отсутствием состава преступления.
Разбирательство в отношении Бориса Мездрича и Тимофея Кулябина было начало после поступления в прокуратуру заявления от митрополита Новосибирского и Бердского Тихона и замначальника новосибирского ГУ МВД РФ Алексея Кирилова. Параллельно с прокуратурой проверку начало СУ СК РФ по Новосибирской области — ведомство изучает постановку на наличие фактов уголовного правонарушения в части оскорбления чувств верующих (ст. 148 УК РФ).
В ходе сегодняшнего судебного заседания директор НГАТОБ Борис Мездрич и адвокат Сергей Бадамшин апеллировали к документу, принятому архиерейским собором от 4 февраля 2011 года - "Отношение РПЦ к намеренному публичному богохульству". В частности, они отметили - положения документа указывают священнослужителям на то, что в случае осквернения святынь в публичном пространстве необходимо начать разъяснительную и информатизационную работу, обращение же в правоохранительные органы отмечены последним пунктом. "Митрополит не использовал возможности диалога <...> и привел к ситуации раскачивания общественного согласия", - сказал Мездрич.
Вновь допрошенный в ходе заседания протоиерей и доктор богословия Борис Пивоваров ссылался в своих показаниях на тот же документ. Он заявил, что после того как его прихожане пожаловались на постановку, он должен был реагировать, что и сделал, написав экспертное заключение, которое легло в основу стороны обвинения.
Бадамшин спрашивал свидетеля, почему он соблюдал пункты положения избирательно и начал с правоохранительных органов, а не пошел на диалог с оппонирующей стороной. Пивоваров ответил, что реагировал в соответствии с предписанием содействовать мирянам. Кроме того, настаивал Бадамшин, сама по себе экспертиза Пивоварова была проведена с нарушением закона, поскольку протоиерей не обладает документально заверенным правом на составление подобных экспертных заключений. Суд зафиксировал этот факт.
Вторым свидетелем стороны обвинения выступила искусствовед Марина Бусик-Трофимук. Она заявила, что театральная постановка является безвкусной вольной трактовкой произведения Вагнера: "все повествование извращено, соответствует оригиналу лишь музыка". "Это заведомо не репертуарный спектакль", - уверена искусствовед. Она сказала, что после первого акта, в котором выдуманный Тангейзером персонаж Христа придается плотским утехам в гроте Венеры, некоторые зрители покинули зал.
Со стороны защиты выступили свидетели - театральный критик Роман Должанский, историк Борис Фаликов, религиовед Владимир Винокуров, последние двое сделали искусствоведческое заключение на спектакль, которое приобщили к делу, но не в статусе экспертизы. Адвокат опрашивал экспертов, содержит ли постановка предмет почитания христианства и образ Иисуса, описывает ли их негативные черты, имеется ли осквернение религиозной символики и атрибутики. Эксперты дали отрицательные ответы на поставленные вопросы.
По сюжету, главный герой режиссер Тангейзер демонстрирует на кинофестивале свой фильм, в котором Иисус Христос посещает Грот Венеры, после чего коллеги Тангейзера, возмущенные его задумкой, придают его остракизму. Таким образом, полагают специалисты, имеет место не образ Христа, а его аллегория, присутствовавшая же символика извлечена из религиозного контекста, потому не несет сакрального смысла, кроме того, не уничтожается и не оскверняется. Сама постановка является нравоучительной и говорит о том, что после оскорбления моральных и общественных норм последует наказание, заключили эксперты.
Однако суд рассмотрел их показания не как экспертов, а как свидетелей и, как и в прошлый раз, отказал в проведении дополнительной искусствоведческой экспертизы.
Адвокат ходатайствовал о приобщении к материалам дела писем в поддержку Кулябина и Мездрича со стороны российских деятелей культуры, среди которых Евгений Миронов, Кирилл Серебренников, Марк Захаров, Галина Волчик, Ирина Прохорова, Олег Меньшиков. Однако суд не приобщил их обращения.
Борис Мездрич перед уходом судьи в совещательную комнату взял слово. Руководитель оперного театра оценил заседание как "театр абсурда". Он заявил, что приговор по делу будет историческим: если последует обвинительный приговор, я предвижу, что количество аналогичных дел будет расти в геометрической прогрессии. Он выразил обеспокоенность судьбой театрального сообщества и перспективами введения цензуры. "Будет активизировано радикальное крыло Православной Церкви, и Майдан на Украине покажется детским садом в сравнении с тем, что будет в России", - высказался он.
Мы находимся в мире, в котором становится все больше и больше информации и все меньше и меньше смысла (с)