Большое транспортное судно «Яуза», переоборудованное из сухогруза в грузопассажирское судно ледового класса, 8 октября 2012 года спущено на воду после ремонта на снежногорском судоремонтном заводе «Нерпа» в Мурманской области. Вся первоначальная надстройка и оборудование с корабля были демонтированы. В ходе глубокой модернизации был достроен жилой блок, смонтированы современные системы управления. Установлены новые дизель-генераторы, мощное крановое оборудование, что в дальнейшем облегчит и ускорит проведение погрузочно-разгрузочных операций. Полностью обновлены системы безопасности и связи, оснащен новым комплексом управления. В первых числах апреля 2015 года была успешно завершена ходовая часть государственных испытаний корабля.
Кстати, наш ВМФ перестал стесняться использовать импортные компоненты:
4 главных дизель-генератора мощностью 4х1500 кВт (на базе двигателя TBD620V16 «HND» и генератора LVM804R2 «Stamford»)
Система управления, АПС и защиты ГДГ ООО «МПС»
1 аварийный дизель-генератор мощностью 1х200 кВт (на базе двигателя BF6M1015C «Deutz» и генератора HCM434E «Stamford»)
Система управления, АПС и защиты АДГ ООО «МПС»
2 паровых котла S-man NG/C 4000 — 4000 кг/ч
1 судовой кран CBW60/16 «Liebherr», вылет стрелы 15.5 м
Грузоподъемность крана в 60 тонн кагбэ намекает.
Считалось, что назначением судна станет обеспечение деятельности полигона на Новой Земле, базироваться «Яуза» будет в порту Архангельска. Однако было решено его привлечь для обеспечения поставок грузов в Сирию. В конце сентября судно прошло через Босфор в Черное море, и затем появились его фото под загрузкой в порту Новороссийска. И вот 16 октября 2015 года транспорт «Яуза» прошел через Босфор в сторону Средиземного моря с грузом.
И таки да, я не постесняюсь выложить вот такую фотку с завода, чтобы ни у кого не было иллюзий насчет гражданского сухогруза:
Посудина имеет полное водоизмещение 11.165 тонн. Нереализованная модификация пр.909 («Скорпион») – замаскированный носитель БР.
В соответствии с ТТЗ на корабле должен был устанавливаться комплекс ракетного оружия (РО) Д-9, обеспечивающий запуск БР Р-29 из географических районов 35-75 град. СШ, при температуре воздуха от -30 до +50 град.С, скорости ветра до 25 м/с, бортовой качке с амплитудой до 10 град, и килевой – до 4 град.
В комплекс входили восемь БР Р-29, хранящиеся полностью снаряженными и заправленными компонентами топлива в унифицированных с ПЛ пр.701 и пр.667-Б вертикальных шахтах на пусковых установках 4С-75 (предусматривалась возможность нахождения БР на корабле в течение шести месяцев) и пятиминутной готовности к старту (погрузка БР на корабль обеспечивалась базовыми средствами).
А так-то да — «сухогруз ледового класса» под гражданским триколором.
Всем этим я хотел бы вам показать, насколько тонка грань между гражданским судном и военным кораблем. Кстати, знаете ли вы, что на всех атомных ледоколах и на большинстве крупных неатомных в СССР еще при проектировании заложена установка вооружения? В мирное время оно, естественно, не стоит — а команда удивляется странным площадкам на палубе «для установки погрузочных стрел» и не менее странным «кладовкам», в которые подведены широкие кабельные каналы. И так строились не только ледоколы.