Сообщение Drums » Пт дек 05, 2014 20:36
Импрессионисты / The Impressionists
Год выпуска: 2006
Страна: Великобритания
Жанр: драма
Продолжительность: 00:58:17. 1-я серия.
Режиссер: Тим Данн / Tim Dunn
В ролях: Ричард Армитейдж, Криспин Бонам-Картер, Чарли Конду, Эндрю Хэвилл, Джеймс Ланс, Майкл Мюллер, Исобель Правда, Аден Жилетт, Джулиан Гловер.
Что такое импрессионизм? В классических искусствоведческих энциклопедиях нам рассказывают об импрессионизме как направлении в живописи, где художник выражает (изображает) не объективную реальность, а свои собственные субъективные ощущения, переживания, впечатления (собственно, латинский термин, impressio и означает впечатление). Однако мы, камрады, понимаем, что если следовать за хайдеггеровской путеводной нитью интерпретации сущности искусства, то привычная искусствоведческая классификация оказывается глубоко ошибочной. Сущность искусства не в культивировании субъективной эстетической эмоции, а в раскрытии самого Бытия сущего. Искусство должно говорить о том, что есть. И импрессионизм - не исключение. Напротив. Это, бесспорно, одно из ярчайших направлений в живописи выводит в область несокрытого такие укромные уголки Бытия, которые обычно не видны повседневному взгляду. Почему? Все дело в нашем эволюционном развитии. Жизнь устроена таким образом, что живые существа должны, в первую очередь, заботиться об основных биологических потребностях, о пропитании, о способности избегать опасность, о самосохранении. Таким образом, иерархическая структура коры головного мозга постепенно выстраивает родо-видовую логическую таксономию, основой которой служат физико-химические процессы взаимодействия нейронов. Родо-видовая таксономия устроена так, что саккады нашего зрительного восприятия, выхватывающие каждую долю секунды какую-либо ограниченную составляющую объекта, постепенно суммируются в непрерывное возбуждение нейронов в высших слоях кортекса, давая нам восприятие цельного объекта. Наши глаза "бегают" от губ к носу, от одного глаза к другому, но именно мозг выдает в итоге восприятие лица как такового. Но почему таксономия именно такова? Почему дискретные данные восприятия подводятся именно под такие родовые понятия - я вижу лицо, человека, животное, дом, лодку, дерево, реку, копье, ружье? Да потому что таковы условия эволюции. Человек бы не выжил, если бы его мозг не был бы способен удерживать перманентное внимание на крупных, четко очерченных физических объектах, взаимодействие с которыми позволяет человеку наилучшим образом приспособиться к суровым условиям окружающей среды. Например, если я, пытаясь оторваться от погони (меня преследуют люди или животные), подбегаю к берегу реки и четко фиксирую лодку как объект, который мне может помочь перебраться с одного берега на другой, тем самым сохранив жизнь, то мой мозг исправно выполняет эволюционную программу, помогающую мне выжить. Все отлично, только одна проблемка. Выживать, в общем-то, как-то скучно, серо. Не от того ли классическая живопись, которая скрупулезно выписывает четкие линии объектов, выполняя аристотелевскую программу мимесиса, тоже ведь в общем-то скучна? Рембрант? И куле? А что если мы направим родо-видовую таксономию в другое русло? Давайте попробуем подойти к берегу и посмотреть, что может вызывать в нас томление, трепет, что вызывает настроение, настроенность на потаенные уголки? Вот те же лодки, но наш взгляд больше не фиксирует четких граней объектов, нам это сейчас не важно, за нами никто не гонится и нам некуда бежать, мы хотим присмотреться к Тому, что обращается к нам с Зовом. То, что обращается к нам – Тишайшее. Ему не свойственна эволюционная суета. То, что обращается к нам, не содержится в объектах. И тем не менее, это Оно само, это не мы здесь выдумываем, вымучиваем что-то в некоем субъективном произволе. Само Бытие сущего вступает здесь в пространство своего свечения. И Клод Моне дает нам это понять.
-
Вложения
-
- klod_mone_8.jpg (110.94 КБ) 2601 просмотр