ГЕРБОВАЯ ПЕЧАЛЬ
ГЕРАЛЬДИКА НА СЛУЖБЕ КЛУБОВ РОССИИ И ЕВРОПЫ
Футбольный клуб — это государство. С президентом во главе, бюджетом в казне и армией в поле. И, как всякое государство, каждый клуб имеет свою символику — гимны, флаги и, главное, гербы. Еженедельник «Футбол», присмотревшись к эмблемам российских команд, установил: ни один из тех знаков, что принято называть спортивной геральдикой, не является настоящим гербом.
«Все дело в том, что существуют веками сложившиеся, традиционные правила, любое отступление от которых превращает герб в эмблему», — поясняет Дмитрий Иванов, главный редактор сайта «Геральдика сегодня». По его словам, почти все футбольные знаки нарушают одно из главных требований геральдики — в гербах нельзя использовать никакие литеры, то есть буквы, если речь, конечно, не идет о девизной ленте под гербовым щитом. Также нельзя помещать в герб даты основания и прочую цифровую и текстовую информацию. Гербы признают только язык символов, эмблем.
ЗНАКИ ВНИМАНИЯ
«Герб — это ведь не просто заполненный чем-то щит. Герб — это щит с грамотно размещенными и расцвеченными эмблемами, а надписью может быть только девиз на девизной ленте, — дает четкое определение Иванов. — Вот это и будет правильный герб, созданный без нарушений правил геральдического правописания».
Но нарушения геральдических «орфографии и пунктуации» в футболе прослеживается сплошь и рядом. Причем в гербовидных знаках не только российских команд. Западные клубы тоже преступают вековые законы. И у Дмитрия Иванова есть этому простое объяснение. Футбол — игра молодая. В то время, когда возникали футбольные клубы — а это рубеж XIX и XX веков, — никому не пришло в голову применить геральдические правила игры для футбольной эмблематики. Многие государства, особенно монархические, признавали только дворянское гербовладение, а корпоративная геральдика мало где была развита. Если брать имперскую Россию, то за всю ее историю только трем-четырем корпорациям были пожалованы гербы.
На родине футбола, в Англии, пользоваться гербом можно, только если он пожалован монархом. «В Англии давно и достаточно активно жалуются корпоративные гербы. Но обычно — серьезным корпорациям, что называется, «со стажем», — оговаривается Иванов. — Например, Английская футбольная ассоциация имеет свой собственный герб, пожалованный через королевского герольда — Гербового короля. И это не единственная футбольная организация, получившая от Короны настоящий герб».
В других странах на протяжении последних ста с лишним лет ситуация менялась. Где-то установились республики, которые вообще отгородились от вопросов геральдики. А в некоторых демократиях продолжают интересоваться развитием собственной геральдики, как, например, в Ирландской Республике, которая жалует своим гражданам гербы, или в Латвии, которая их не жалует, но регистрирует на государственном уровне. Во многих странах, где гербовые правила и каноны стали забываться, гербовидные знаки стали создавать пусть и с оглядкой на правила настоящей геральдики, но не следуя им строго. Там, где футбольные клубы не могли рассчитывать на пожалование герба, тоже придумывались «суррогатные» гербы: нарядный щит есть, а герба — нет.
В России же большинство спортивных вообще и футбольных в частности клубов зарождались в советское время. «И конечно же они следовали общей стилистике советской эмблематики, которая к геральдике отношения не имеет», — перелистывает Иванов изображения эмблем российских команд. Те из них, что создавались уже после распада СССР, в основном свои гербовые знаки делали с оглядкой на знаки зарубежных клубов, не заботясь — настоящий герб выйдет в итоге или псевдогерб. Если у команды не герб, а просто похожая на него эмблема, — это совсем не трагедия, считает Иванов. Главное, чтобы «изобразительное имя» клуба удовлетворяло главному требованию к любой символике — было узнаваемо.
А ЛУЧШЕ ПЯТЬ ЗВЕЗДОЧЕК
Наиболее узнаваемо получилось у «Спартака» и «Динамо» — эмблемы незамысловаты, зато стабильны, потому что почти не менялись десятилетиями. В свое время владельцы футбольного клуба «Спартак» долго судились с одноименным спортивным обществом за права на красно-белый ромбик. В итоге при своих ромбиках остались и те, и другие. Только у футболистов в букве «С» появился футбольный мяч. А чуть позже сверху — звездочка, которая дается за пять чемпионских званий. В этом году у «Спартака» может появиться еще одна головная боль — в случае выигрыша очередного комплекта золотых медалей у красно-белых будет уже десять титулов, а значит, две звездочки. Куда лепить вторую, дизайнеры еще не придумали.
У ЦСКА с «Локомотивом» тоже типично советские эмблемы. Причем с четким ведомственным оттенком. У ЦСКА — характерный армейский дух «с элементами наполеоновской геральдики», — шутит Иванов. Это Наполеон стал активно обрамлять территориальные и городские гербы венками, откуда мода перекинулась на всю Европу, а потом проникла и в Россию. Лавр и дуб особенно полюбились военным как эмблемы славы, мужества и силы. «Я не думаю, что армейские создатели знака ЦСКА преследовали цель привнести какой-то особый смысл, помещая веночек вокруг щита, — пожимает плечами Дмитрий Иванов. — Наверняка просто действовали под воздействием своей среды».
Зато у «Зенита» эмблема получилась со смыслом. В фанатских кругах Санкт-Петербурга есть выражение: «Играть за стрелку». Насчет того, какая именно стрелка имеется в виду, есть разночтения. Одни настаивают, что речь идет о стрелке Васильевского острова, другие полагают, что все дело в эмблеме клуба, где также угадывается стреловидный росчерк. Третьи поддерживают и первых, и вторых, уверяя, что в эмблеме «Зенита» этот росчерк как раз и задуман как намек на стрелку Васильевского острова.
«О замысле дизайнеров можно только догадываться», — не рискует поддержать ни одну из сторон Иванов, но признает, что стреловидная устремленность — вперед! — в логотипе очевидна. Интересно, что по правилам геральдики понятия «справа» и «вперед» определяются с точки зрения лица, стоящего за щитом. «Представьте себе, что вам нужно видеть щит атакующего рыцаря, который у него в левой руке, потому что в правой — оружие, — поясняет Иванов. — Для вас он скачет влево, значит, там и противник. Если б у «Зенита» был не стреловидный логотип, а герб со стрелой, то она была бы нацелена туда же — влево от зрителя, а геральдически — вправо».
Впрочем, у дизайнеров (не геральдистов!) давно принято спорить, где «право», а где «лево», где «вперед», а где «назад». Именно поэтому англичане долго вертели пушку на гербовидной эмблеме «Арсенала» в разные стороны. Кончилось тем, что пушку нацелили вправо, геральдически «в тыл», а не «на врага». А вообще-то лондонский клуб, образованный в 1886-м, уже спустя два года обзавелся своей первой эмблемой, которая была версией неофициального герба района Вулвич в Лондоне, где и появилась команда «Ройал Арсенал». Именно здесь, в Вулвиче, располагался королевский оружейный завод, и наличие трех орудий, устремленных в небо, на гербе команды подчеркивало происхождение клуба.
На протяжении века символика «Арсенала» менялась с калейдоскопичностью: в 1913 году после переезда в другой район была утеряна приставка «Ройал», а спустя десять лет у «Арсенала» появилась новая эмблема с изображением массивного орудия, теперь уже на колесах, обращенного на восток и с надписью Тhe Gunners («канониры»). Четвертой версией клубного щита стал геральдически верный поворот облегченной пушки на запад, а вскоре появился и латинский девиз: Victoria Concordia Crescit («Гармония порождает победу»). Очередная революция в гербовидном символе «Арсенала» произошла в 2002 году. С герба исчезли и девиз, и символ лондонского района Ислингтон, впервые в истории был добавлен синий цвет, и орудие вновь изменило свое направление, уставившись на восток.
А первый неформальный герб клуба, заимствованный у родного Вулвича, был в 1934 году легализован как герб этого района с пожалованием от короля.
ТЮРЬМА — ИХ ДОМ
Стрелка «Зенита» тоже направлена на восток, и это хотя и негеральдично, зато вполне символично: «Зенит» — самый западный клуб РФПЛ, все его основные враги находятся в восточной Москве. А о принадлежности «Зенита» к региону напоминает знаменитый кораблик со шпиля Адмиралтейства.
«В наших футбольных «гербоидах» довольно часто используется либо государственная, либо территориальная символика, — обращает внимание Дмитрий Иванов. — В других странах — тоже. Понятно, что этим клубы стремятся продемонстрировать свою территориальную принадлежность, связь с родиной. С точки зрения юридической такое использование символики региона или города должно санкционироваться официальным дозволением владельца герба. Иначе налицо незаконное использование чужого «геральдического имени». У нас в России такое помещение символики в эмблему клуба пока не привыкли оформлять юридически, а проблемы с правообладателями не возникают. Особенно если спортивный клуб составляет едва ли не единственную гордость земли».
Странные «веточки» на эмблеме «Штутгарта» — это на самом деле оленьи рога с герба земли Баден-Вюртемберг, только сильно стилизованные. А, например, «Барселона» использует желто-красные полосы — так, золотом и красным, «исполосован» старинный гербовый щит Каталонии. Нет сомнений, что родные полосы на эмблеме у «Барсы» исчезнут разве что с наступлением конца света. Равно как и четыре других элемента — крест Святого Хорди, сине-гранатовые цвета формы, футбольный мяч и надпись FCB.
Есть у герба «Барселоны» и своя легенда. Основатель клуба — швейцарец Ганс Гампер вместе с товарищами долго спорили о внешнем виде эмблемы. Совместить в ней нужно было столько элементов, что один из участников не выдержал и воскликнул: «Да это котелок с капустой!». Гампер тут же набросал эскиз герба в виде котелка.
Получилось неплохо, и даже когда минувшим летом экспертам в области спортивной эмблематики предложили оценить символику клубов Примеры, то «Барселона» заняла второе место. Первое оказалось у «Бетиса», третье — у «Валенсии». Оценивали по следующим параметрам: знак должен иметь яркие цвета, отражающие традиционную форму команды, ее принадлежность к определенному городу или провинции, а также выделяться за счет наличия оригинальных элементов, обращающих на себя внимание. В случае с андалусийцами — это удачная комбинация двух букв «В», символизирующих название клуба (Betis) и собственно игры (Balompie — футбол), и при этом в знаке нет ничего лишнего, и ничто не забыто.
Летучая мышь на эмблеме «Валенсии» — тоже дань истории. Изначально существо обитало на гербах многих валенсийских городов, а появилось оно там в конце XIII века. По легенде, именно мышь предупредила короля Арагона Хайме Первого Завоевателя об опасности, приземлившись ему на шлем во время битвы. С тех пор король так усердно и неустанно исповедовал культ мыши, что спустя три столетия крылатый зверек получил буквально повсеместное распространение: от украшений на архитектурных памятниках до гербов провинции Валенсия и даже Каталонии.
Бывает и так, что главный символ города уже узурпирован другим клубом. «Ливерпуль», забрав себе в герб мифическую птицу Ливер, ничего не оставил своему соседу «Эвертону». Тогда старейший клуб страны на свою эмблему поместил неофициальный символ Ливерпуля — Круглый Дом, он же Башня Руперта. Когда в 1938 году секретарь «Эвертона» Тео Келли впервые рисовал ее на клубном галстуке, он не задумывался, что башня раньше служила тюрьмой. И теперь девиз Nil Satis Nisi Optimum! («Лишь лучший достаточно хорош!») смотрится под ней несколько двусмысленно.
Но это частный случай. Большинство все-таки использует официальные символы своей родины или намеки на них. По такому же пути пошли и многие российские клубы. Например, на эмблеме «Луча-Энергии» присутствует голова тигра, которого полностью можно увидеть на гербе Владивостока. А на геральдическом знаке казанского «Рубина» угадывается стилизованное изображение не то птицы, не то чудища. На самом деле это Зилант — царственный дракон-змей с герба Казани. По легенде, местный колдун уничтожил всех змей. И только змеиный царь Зилант спасся и улетел на гору Джилантау. Но и оттуда он не давал покоя жителям. Лишь после того, как волшебник Хаким одолел Зиланта, люди смогли спокойно жить в городе. С тех пор змей в Казани нет. Зато колдуны, по свидетельству бывшего главного тренера «Зенита» Властимила Петржелы, остались.
ЛОШАДИ И КЕНТАВРЫ
Вообще «Рубин», по мнению Дмитрия Иванова, почти не ушел от герба Казани, просто застилизовал его до малоузнаваемости и окаймил щит зелено-бело-красным контуром в цвет флага Татарстана. Серьезны претензии на региональный герб и у «Томи», включившей официального гербового зверя области и ее столицы в свой знак. На щите — вставший на дыбы конь, символ скорости, стремительности, силы и благородства. Девиз под щитом — Sui generis переводится с латыни как «Единственный в своем роде».
Надпись, естественно, обращена не к коню. Но он — центральная фигура в этой композиции. Иногда уверяют, что это не столько гербовый конь, сколько условный образ реального талисмана футбольного Томска — жеребца по кличке Лазурный. Вот уже многие годы его, несмотря на преклонный возраст, выводят на поле перед домашними матчами на арену местного стадиона на фарт. Когда же Лазурного решили отправить на пенсию, общественность Томска возмутилась. Коня пришлось вернуть.
Недавно, правда, на старости лет Лазурный попал в уголовное дело. За выгул коня перед матчем ФК «Томь» платил государственной конюшне некую сумму. За 2006 год набежало 47 тысяч рублей. Но, как выяснилось, деньги поступали на счет не госконюшни, а некой фирмы, соучредителем которой был директор конюшни. Свидетель многих побед «Томи» Лазурный фигурировал в деле в качестве вещественного доказательства.
Какую из нынешних футбольных эмблем можно считать почти безупречным гербом — так это щиток в эмблеме футбольного «Ростова». По мнению Дмитрия Иванова, щит, в котором мяч оставляет красно-желто-синий шлейф, — готовый герб.
Эмблема футбольного клуба «Химки», в свою очередь, едва не оказалась в центре международного скандала. В прошлом году из УЕФА в подмосковную команду пришел факс с предписанием поменять знак. Европейскому футбольном союзу не понравилось, что на гербе «Химок» присутствует лигочемпионовский мяч со звездочками — знак, официально зарегистрированный УЕФА.
Скандальную эмблему «Химки» поменяли на новую, с маленьким гербом города вверху, изображающим кентавра. Все равно старая уже слишком неприлично смахивала на герб «Милана». Но черно-красные милановские цвета остались. Вряд ли в Подмосковье в курсе, что «Милан», образованный в 1899 году, своими цветами изначально стремился подчеркнуть свою принадлежность к дьяволу. По мнению первого капитана «Милана» Герберта Килпина, помимо всего прочего, лично придумавшего дизайн клубной формы, красные и черные цвета должны были запугивать соперника, вызывая у него ассоциации с Князем Тьмы. По легенде, окрестности Милана когда-то держал в страхе злой дракон. Кровожадная тварь завершила свой жизненный путь под карающей рукой рыцаря Умберто — основателя миланского рода Висконти, но об этом соперникам «Милана» знать вовсе не обязательно. Помимо устрашающих цветов герб клуба изначально включал в себя ломбардский крест.
Новая эмблема «Химок» — одна из последних разработок отечественных футбольных дизайнеров. И, надо заметить, не самая плохая. Многие же российские клубы пока не задумались над смыслом своих гербов. Другие атрибуты государства — президент, бюджет и армия — важнее.
Андрей ВДОВИН
Денис ВДОВИН
Андрей СКВОРЦОВ
http://www.futbol-1960.ru/index.php?act ... =133656886