Валерий Непомнящий. «От сборной бы отказался»ВАЛЕРИЙ НЕПОМНЯЩИЙ. Поводов поговорить с главным тренером «Томи» было несколько: удачный старт томичей в сезоне?2010; финансовые проблемы, вновь настигшие команду; периодические разговоры, сватающие Непомнящего в сборную России...

- ВКН.jpg (126.97 КБ) 2775 просмотров
СТАРТ – Пятое место «Томи» после 11 туров, позади – «Спартак», «Локомотив», «Динамо». Надо понимать, начало сезона-2010 превзошло все ожидания? – Лукавить не стану: уровень наших амбиций – это место в десятке, в серединке. Занимать пятую строчку непривычно. Мне, во всяком случае. Где-то даже форс-мажор. Хотя у нас есть люди, считают, что все в порядке вещей, так и должно быть. Дзюба все время говорит: «Видите, мы уже в «пятерочке»!». Думаю, им сейчас нужно с небес на землю спуститься. Весной многие лидеры не в том состоянии. И противостоять им легче, когда мяч не катится. Проще обороняться, снизить скорость игры. Мы должны были эти моменты учитывать – не потому что наша команда в другой футбол играть не умеет, а потому что в таких условиях, на таких полях, лучше так действовать. Помните баннер: «Пока Москва спит – мы играем»? Там, правда, речь немного о другом шла, но можно и перефразировать: пока лидеры набирали обороты, мы набирали очки.
– То есть стечение обстоятельств? – В какой-то степени. Одна команда не на своем месте, другая, третья... Конечно, пятая строчка – это приятно. И в метро со мной теперь больше людей здоровается. Но мы не должны ни себя обманывать, ни болельщиков. А они в Томске очень преданные – прощают все, что только можно простить. И вот мы сейчас поднимаем их на такой уровень ожиданий... А если не справимся? Ведь расплачиваться придется, объясняться.
Поэтому тише едешь – дальше будешь. Когда мы – имею в виду нашу команду – сейчас дружно обсуждаем турнирную таблицу... По-моему, это неправильно. Есть ЦСКА, «Спартак», «Локомотив» – вот для них принципиально: первое место команда занимает или второе-третье-пятое. Играет она в одном еврокубковом турнире или в другом. Нам же сейчас нужно просто готовиться к каждому матчу. Тем более по игре еще много вопросов, изъянов...
– Задача на сезон как-то варьируется в связи с удачным стартом? – Начну с того, что официально перед нами на этот сезон задача не ставилась. Мы сами по окончании прошлого сезона между собой договорились, что нужно постараться хотя бы шажок наверх сделать. Были девятыми – значит, хорошо бы теперь в восьмерку попасть. Это потом в интервью нашего гендиректора так акценты были расставлены, что, мол, при совпадении целого ряда условий – трансферы, поле, финансы, форс-мажоры разные (как пример, у нас вчера снег выпал – в середине мая!) – способны на место в шестерке замахнуться. Его право – он гендиректор. Хорошо, хоть не сказал, что можем чемпионами стать...
Сам я не сторонник того, чтобы ставить какие-то заоблачные цели, а потом их не достигать. Я таких «сверхзадач» не понимаю. Мне ближе мерный ход от матча к матчу. А там уж как получится.
– Пожалуй, главное открытие «Томи» 2010 – корейский опорник Ким Нам Иль… – Я знал, что он хороший игрок. Единственное, чего боялся, что он после двух лет в Японии не сможет на наших полях адаптироваться. Но нет – парень оказался крепкий. Поначалу вообще не улыбался, сейчас – нормально, освоился. Мечтал о еврокубках, поэтому, когда играет против ЦСКА или «Рубина», выкладывается на полную катушку. Для него это серьезнейшие раздражители.
– Самый необычный момент первой части сезона – о нем мало писалось в прессе, – как «Томь» перед игрой с «Локомотивом» на метро до гостиницы добиралась... – Было, да. Ехали без сопровождения, еще водитель попался – куда-то не туда завез. Выехали из Домодедова, приехали... во Внуково. В итоге ребята попросили: «Можно мы на метро поедем?». Я разрешил, сам в автобусе остался. Они раньше приехали, все на эмоциях, довольные: «Мы же вам говорили, нужно было сразу на метро пересаживаться!». Это нормально – игроки всегда найдут повод, чтобы к тренеру придраться (улыбается).
– Как готов был тренер Непомнящий по ходу игры со «Спартаком-Нальчиком» технично – пяткой! – принять вылетевший за пределы поля мяч. В Интернете теперь даже ролик имеется: «Фристайл от Валерия Непомнящего». – Какой я технарь! Что-то могу – все-таки на поле работаю, куда ж без этого, – но по сравнению с другими тренерами премьер-лиги моя карьера игрока, можно сказать, нулевая. Разве что больше Слуцкого поиграл...
– Из внутренней кухни «Томи»: считается, что Дзюба и Прудников, два арендованных вами спартаковца, друг друга, мягко говоря, недолюбливают. Разговоры об этом начались после того, как по ходу матча с «Динамо» замененный Дзюба не пожал руку выходившему на поле партнеру. ..
– Абсолютная ересь! Да, может, раньше какой-то момент и был, но сейчас – ничего подобного. Ни в игре, ни в тренировочном процессе, ни в обращении друг к другу. Нормальные, рабочие отношения. Единственное, что между ними может быть, – к одному со стороны команды чуть больше симпатии, чем к другому. Но это ведь не означает, что один – хороший, а другой – плохой, верно?
Извините, но футболисты не обязаны любить друг друга в засос. Все люди с характером, конкуренция опять же. Главное, чтобы это не мешало общему делу. В «Томи» не мешает. И не нужно этот момент «напрягать». Он зачем-то нагнетается, а для чего – я не понимаю.
– Дзюба говорит про вас: «Непомнящий знает, как сделать так, чтобы в команде не было конфликтов». – Чтобы без конфликтов – такого в футболе просто не может быть. Конфликтные ситуации случаются в любой команде, и «Томь» не исключение. Вот выйти из конфликта – другое дело. Думаю, я с этим справляюсь.
– Но с Янотовским и Катынсусом в начале года не справились. – Скажем так: мы не сошлись во взглядах на футбол. Было недопонимание. А когда есть недопонимание, задача тренера – во-первых, понять, откуда оно взялось, во-вторых, постараться достучаться до игрока. Иногда не выходит, и тогда тренер делает ставку на других исполнителей.
Но конфликтов не было. Я просто объяснил футболистам свою позицию. Они мои слова приняли спокойно, без ругани, и мы из этой ситуации вышли. Да, вышли по-разному. Вася Янотовский до сих пор играет за дубль «Томи» – постоянно там лучший. Мы каждое утро в клубе встречаемся. Я за то, чтобы после окончания карьеры он остался в структуре «Томи», потому как прекрасно понимаю, что этот человек значит для томского футбола. Фигура! И, собственно, против команды он ничего плохого не сделал.
С Катынсусом другая история, с ним пришлось расстаться. Но опять же – ничего плохого о нем сказать не могу. Разошлись – и слава богу: пусть себе играет в другом клубе, на здоровье...
– У Янотовского есть хоть один шанс вернуться в основу «Томи»? – При мне – нет. Если хотите, это моя принципиальная позиция.
– А говорят: Непомнящий – бесконфликтный тренер... – Бесконфликтных тренеров не бывает. Но для любого тренера самое трудное – это сказать игроку «нет» и объяснить, почему «нет».
ДЕНЬГИ – Ощущение дежавю: скоро лето, а у «Томи» опять нет денег. – Ну что ж тут поделаешь… Справедливости ради, в прошлом году было гораздо хуже. Мы уходили на летний перерыв – так все кипели, так нервничали! Вплоть до того, что я сказал: ухожу, не вижу смысла бороться с ветряными мельницами. Нельзя игроков обманывать! Все могу, но обманывать, врать – извините. В таком случае лучше сразу расставаться, освободите меня от этого. Мне потом ребята звонили: «Валерий Кузьмич, мы потерпим…»
В этом году все гораздо спокойнее, волнения нет, есть внутренняя уверенность, что скоро все разрешится, нормализуется. Да, почему-то подписанные контракты не были пролонгированы автоматически – очевидно, существуют какие-то свои писаные или неписаные законы бизнеса. В любом случае, насколько я понимаю, из этих семи компаний ни одна не отказывается от спонсорской помощи «Томи». Но либо это какие-то бюрократические проволочки, либо политика – честно говоря, не знаю: до реального финансирования дело пока не дошло. Ждем 24 мая, когда наш губернатор встретится с Путиным. Одним из вопросов программы встречи значится: «Судьба футбольного клуба «Томь». Исходя из прошлогоднего опыта понимаю, что нужно пройти определенный круг, и только личная беседа с премьер-министром может запустить всю эту махину в действие.
- Задолженности перед игроками сейчас составляют… – По зарплате – два месяца. Это гораздо меньше, чем в прошлом году, когда долги висели еще с сезона-2008.
– «Томь» теперь в глазах многих представляется исключительно командой, которую второй год спасают бюджетными деньгами. Не лучший образ, согласитесь? – Я сам против того, чтобы на футбольную команду тратились бюджетные деньги. Чтобы, скажем, не строились детские садики, не выплачивались пенсии, а деньги шли футболистам. Но давайте так – футбол в нашей стране и во многих других странах себя не окупает. Нам говорят: вы должны сами зарабатывать. Мы стараемся и все что можем для этого делаем. Только этого недостаточно. Тогда и заходит речь о спонсорской помощи. Помощи со стороны тех предприятий, того бизнеса, который базируется в Томске, именно в нашей Томской области, не где-то еще. На этих предприятиях работают наши болельщики. Мы не просим у государства, мы обращаемся к негосударственным бизнес-структурам, что помогают, например, «Зениту». Эти компании, по-моему, имеют право на то, чтобы выделять часть своей прибыли на футбол.
– Очевидно, сегодняшние финансовые проблемы сказываются на летней трансферной политике «Томи». – Еще как! По идее, я сейчас не с вами должен сидеть, а как раз этими вопросами заниматься. Искать игроков, разговаривать с людьми, думать, кем, например, заменять Корниленко...
– Корниленко уходит? – Может уйти. Может даже так получиться, что свой последний матч за «Томь» он уже отыграл. Да, он едет с нами на сбор, но это еще ничего не означает. Игрок нам не принадлежит. Мы в нем, безусловно, заинтересованы, но его судьбой распоряжаются: а) он сам, б) его агенты. Агентам, наверное, выгоднее, чтобы Сергей поменял клуб. И это может случиться в любой момент.
Нам, конечно, будет жаль с ним расставаться, но в то же время мы готовы к его уходу. Лично для меня это неожиданностью не станет. Мы ничего не будем иметь против, если Корниленко попробует свои силы в чемпионате Англии или Германии.
– К разговору о трудностях трансферной политики… – По позициям у нас и сейчас вполне достойная команда, неплохо укомплектованная. Особенно в полузащите. Мичков, Ким Нам Иль, Ковальчук, Климов... Середина совсем неплохая. Но хочется-то большего!
Сейчас много разговоров об Амисулашвили. Нам тоже этот защитник интересен. Еще в прошлом году его кандидатуру обсуждали, но тогда не потянули по деньгам. Другой игрок на примете есть – сам в команду просится. Мы говорим: «Ты для начала финансовые аппетиты умерь». Везде какие-то свои «но», «если»…
Понимаете, я сейчас элементарно лишен возможности договариваться с людьми. Потому что не знаю, что им обещать. Ни потенциальным новичкам, ни игрокам, у которых по окончании сезона кончаются контракты с «Томью». Пока нет спонсорских соглашений, мы не знаем, на что можем рассчитывать в финансовом плане. Поэтому, еще раз, все ждем 24 мая.
– Как реагируют футболисты «Томи» на очередные финансовые передряги? – Стойко. Пусть сами находятся в неведении относительно завтрашнего дня, но не бегут договариваться с другими клубами. Я им за это благодарен. Хотя предложения имеются. Мы с вами говорили о пятом месте, так вот обратная сторона медали – повышенный интерес к игрокам «Томи».
СБОРНАЯ – Вас считали одним из кандидатов на пост главного тренера сборной России. – Кто считал? Тинейджеры в Интернете? Несерьезно.
– Почему? Авторитетные специалисты, пресса… – Даже так? Тогда без кокетства – мне это, безусловно, приятно. И, думаю, любому бы тренеру на моем месте было приятно. Мои «отношения» со сборной начались еще в 1990 году. С тех пор нет-нет, да фамилия Непомнящий применительно к сборной проскакивает.
– Но после ухода Хиддинка как-то особенно часто проскакивать стала… – Почему? Не знаю. Честно. Может, потому что у меня с журналистами нормальные отношения? И вроде как имя на слуху. Если бы меньше писали, глядишь, и не обсуждалась бы кандидатура.
Сам я никогда всерьез на эту тему не размышлял. Хотя бы потому, что моя судьба как тренера для России необычна. Здесь я, скорее, «русский иностранец». И завоевывать место под солнцем, работать в премьер-лиге начал, когда тренерскую карьеру уже заканчивать пора. Но я подписался на это дело. Не потому, что зарабатывать нужно было, – мне это было интересно, я этого хотел. Хотя все кругом говорили: «Валер, тебе в российском чемпионате делать нечего! И взгляды другие, и матом ругаться не умеешь…» Но я попробовал, и выяснилось, что мне здесь даже комфортнее работать, чем за границей! Если не считать тех финансовых моментов, о которых мы уже говорили.
– И все-таки, если бы вам сейчас предложили возглавить сборную России?.. – Скорее всего, отказался бы. На 90 процентов. Это, конечно, было бы и лестно, и интересно, но, во-первых, мне после Хиддинка в сборную идти… Мне легко могут сказать: извините, у вас будут совсем другие условия работы, мы все деньги в прошлом отборочном цикле потратили. То есть понимаете, да? Статус не тот. А статус главного тренера сборной опускать нельзя.
Во-вторых, возраст мог бы стать помехой. У нас в паспорт заглядывать любят, и отношение к людям, которым «за», особенное. Еще Колосков в свое время обо мне говорил: «Непомнящий – в сборной? Ну что вы. Нафталин». Так что этот момент был бы против меня точно. Вообще, парни, вы меня этим вопросом о сборной немного врасплох застали. Говорю же, даже не думал об этом.
– Так есть возможность подумать… – Да? Хорошо. (После паузы.) Нет, все равно бы отказался.
– Тогда как приход Адвоката в сборную России расцениваете? У него-то статус тот? – Со статусом у него все в порядке. С какими мыслями он приступает к работе – вот вопрос. Неудобно говорить, но лично у меня присутствуют определенные сомнения на его счет. Прежде всего, будет ли Адвокат обновлять команду. То, что использовал Хиддинк, по-моему, работать уже не сможет. Нужно обновление. Посмотрим, пойдет ли на это Адвокат.
Признаюсь, в последний его сезон в «Зените» я к нему относился не очень. Именно из-за этого вопроса. Команда у него работала на износ. Играли одни и те же. На мой взгляд, основная обойма должна быть все же шире – не 12–13 человек. Надеюсь, в сборной Адвокат к этому придет. Еще надеюсь, что в отличие от Хиддинка он будет ближе к российским тренерам, будет жить интересами страны. Скажем, для меня, если тренер проводит в той стране, где работает, меньше 270 дней – это ненормально.
– К чему Непомнящий придет – вот вопрос. В том смысле, что «Томь» – финальная точка в вашей карьере или… – Когда ехал в Томск, так и думал: попробую, что такое российский чемпионат, проверю себя – и на этом все. Но сейчас у меня таких мыслей нет. Зарекаться ни от чего не стану. Втянулся, попробовал этот наркотик и бросать не хочется. Бывают, конечно, непростые моменты. Вот проиграли подряд «Локомотиву» и ЦСКА – было разочарование. Без денег, игроков не покупаем, игры нет, результата. А потом начали выигрывать – и отошел, и совсем другое настроение, и жизнь налаживается…
http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/387981
Короче, я так понял, что никто на земле не знает жизни в России лучше, чем понауехавшие. И никто не знает как более лучше сделать ее счастливей.
Есть такие люди: ни там, ни здесь. И вроде уже разъехались по всяких америкам-европам, и вроде даже вэлфер получили, и вроде даже на работу устроились, и вроде уже по-английски пытаются говорить без акцента, а все по русским супермаркетам за ливеркой бегают и жить не могут, чтоб не посрать в сторону бывшей родины.
Кстати, те, кто заграницей живет хорошо, кто счастлив и самодостаточен, ничего плохого про Россию не говорят. Это я тоже заметил. Я таких знаю лично. Гундят обычно либо полу либо лузеры в чистом виде.
Эмиграция дело противоречивое...