ЧЕРНОБЫЛЬ. РАБСТВО. "СПАРТАК" + 9 КЛУБОВ
Все это прошел 25-летний "блуждающий" форвард, который хочет стать звездой
Какими же разными бывают пути к футбольным вершинам! Иные игроки идут по прямой, чеканя шаг и не сворачивая а-ля Егор Титов. Школа, дубль, основа, сборная - и все это в форме одной и той же расцветки. А другим, не менее одаренным, прежде чем их карьера начинает худо-бедно складываться, приходится сменить десяток клубов - от Баранниковского и Армавира до Москвы и Владикавказа. В 15 лет остаться без отца и уехать за тысячи километров от дома. По молодости наделать множество ошибок. На протяжении двух лет побыть вещью в руках дельцов от футбола, распоряжающихся его судьбой по своему усмотрению...
К 25 годам жизнь форварда новороссийского "Черноморца" Константина Коваленко вместила в себя столько лихих поворотов, нешуточных драм и неординарных событий, сколько порой не бывает в карьерах 35 - 40-летних игроков. Вот, например, что он успел сделать только за два с лишним месяца чемпионата-2000. Забил два красавца гола "Динамо", которое от семи следующих соперников пропустит вдвое меньше. Опоздал на два дня на сбор команды в Новороссийске и был выставлен главным тренером Анатолием Байдачным на трансфер с сжигающей, казалось, все мосты формулировкой: "Я эту фамилию даже слышать не хочу". По инициативе одноклубников получил у наставника индульгенцию и, прилюдно покаявшись, спустя пять дней был прощен. Был заменен на 12-й минуте матча во Владикавказе с недвусмысленным тренерским намеком на "сплав" игры. Спустя неделю - после победы над "Ураланом" - получил от Байдачного восторженный отзыв и публичное извинение за беспочвенные подозрения. Подискутировав с тренером на установке перед игрой против московского "Локомотива", был моментально выведен из стартового состава - но спустя полчаса возвращен туда по мольбе самого Коваленко и его партнеров. После чего обеспечил разгром второй команды России, забив два мяча и классным прострелом принудив Харлачева к казусу автогола. Возглавил список бомбардиров высшего дивизиона по системе "гол плюс пас" и стал лучшим игроком мая по версии "СЭ". А незадолго до того развелся с женой, с которой делил радость и горе всю сознательную жизнь - с 17 лет...
Кто же он, герой этого поистине фантастического сюжета Константин Коваленко? Открытый и добрый парень с неподражаемой улыбкой до ушей, за которого всегда горой стоят партнеры, или трудный человек, с которым ежедневно воюет Байдачный, а Виктор Антихович и вовсе говорит, что так и не смог подобрать к нему ключик? Игрок, который по своему таланту, как убежден тот же Байдачный, не уступает Титову, или футболист, которого для развития его таланта необходимо держать в ежовых рукавицах?
Наверное, в каждом из этих утверждений есть доля истины. Но не так много у нас по-настоящему талантливых игроков, чтобы судить их по общепринятым меркам. "Иногда таланту надо прощать то, что другим прощать нельзя", - прав Байдачный. Да и сам Коваленко, которому еще учителя в школе из-за характера предрекали непростую жизнь, сегодня повзрослел. Он говорит:
- Я по-настоящему только в этом году понял, что в футболе надо стремиться к чему-то действительно большому. Сыграть, скажем, на чемпионате мира или Европы. (Кстати, по случайности Коваленко, "заигранный" в двух матчах за юношескую сборную России, не может выступать за команду Белоруссии, активно его приглашавшую. И. Р.) Поэтому по большому счету начну уважать себя только тогда, когда меня назовут футбольной звездой. Надоело быть "подающим надежды"!
Именно этой целеустремленности раньше не хватало Коваленко. Если она - в придачу к его таланту - пришла всерьез и надолго, то наш футбол может получить большого мастера. "Из-за людей, которые его избаловали, Костя потерял много времени, но я верю, что он еще может стать выдающимся игроком, считает Байдачный. - Ему 25, и ничего не потеряно - надо только работать. Став лучшим игроком месяца и возглавив список бомбардиров по системе "гол плюс пас", он сам уже понял, чего может добиться. Он должен проделать этот тяжелый путь наверх".
ЧЕРНОБЫЛЬ РАЗЛУЧИЛ ЕГО С ДОМОМ В 15 ЛЕТ
Первые свои 15 лет Коваленко прожил в девяти километрах от белорусского Гомеля - в поселке Костяковка. В футбол пошел по стопам старшего брата - Андрея (того самого, что месяц назад в Лужниках забил за "Факел" мяч "Спартаку", а теперь отчего-то выставлен воронежцами на трансфер). Ежедневные утомительные поездки на автобусе после школы в Гомель на тренировки, возвращения затемно - в том, что отношения с учителями сложились не сахарные, ничего удивительного нет. А кроме того... "Разгильдяем был, - признается Константин. - Приезжал вечером после тренировок уставшим, но хотелось еще и погулять. Какие там уроки?! Учителя еще тогда говорили, что с таким характером мне всю жизнь будет тяжело. После восьмого класса вообще хотели выгнать, но так сложилось, что как раз в это время мы с братом уехали в Краснодарский край. А когда лет пять назад я приехал в Белоруссию и зашел в школу с цветами, учителя ахнули. Говорят: "ТЫ - единственный человек, кто после стольких лет цветы принес". Встретили с распростертыми объятиями - не так, как провожали..."
Когда Андрею Коваленко было 20, его пригласили во вторую российскую лигу - в "Кубань" из Баранниковского. Пообещали дом - поэтому решили переезжать всей семьей. За несколько лет до того произошла чернобыльская катастрофа, в Белоруссии уровень радиации был в ту пору жутким - по словам Константина, у него и по сей день чуть увеличена щитовидная железа. Братья (Косте исполнилось 15) уехали первыми, а родители, работавшие на стекольном заводе, решили подзадержаться: отцу до пенсии оставалось три месяца.
Он не дожил до нее десять дней: авария на заводе... Матери кочевая футбольная жизнь сыновей оказалась не по нутру. И в конце концов она вернулась домой, в Белоруссию. С тех пор каждый год гостит у Андрея и Константина наездами, но переезжать в Россию не хочет. Тем более что у нее самой в ста километрах от Гомеля, в деревне, живет мама.
А тогда, оказавшись в 15 лет вдали от дома, Костя Коваленко еще не предполагал, что футбол станет его профессией. И это несмотря на то, что "в довесок" к брату его взяли в команду и даже дали зарплату. Играл, правда, за дубль на первенство края, но три раза в столь юном возрасте ухитрился выйти на замену в официальных матчах второй лиги. И однажды даже забил - в связи с чем обращает внимание на неправильные данные футбольных справочников, указывающих, что голов он в том сезоне не проводил. Когда забиваешь "взрослый" гол в 15, а его как будто и не было - это, понятное дело, обидно.
ГАЗЗАЕВ УСМИРЯЛ ГОРЯЧЕГО НОВИЧКА ШТРАФАМИ
Аланская эпопея обоих экс-сочинцев началась крайне неудачно. Уже подписав предварительные контракты с владикавказцами, оба (!) в последнем своем кубковом матче за "Жемчужину" против "Зенита" были удалены за драку и получили по 5-матчевой дисквалификации. А заодно - по штрафу на круглую сумму от Газзаева.
- Раньше я часто горячился и получал красные карточки, но работа с Газзаевым сделала меня сдержаннее, - говорит Коваленко. - Он ведь и на предсезонке, когда меня дважды удаляли, и по карману ощутимо бил, и разговоры серьезные проводил. С тех пор стараюсь держать себя в руках.
А в "Алании" у Коваленко так и не сложилось. Он ни разу не провел на поле 90 минут и после первого круга вновь отправился в "Жемчужину" - хотел играть. Уехав из жаркого Сочи с весом 73 кг, он вернулся туда от Газзаева похудевшим на четыре килограмма. Потому сразу же и начал забивать. И вскоре в присутствии приехавшей из Белоруссии мамы отправил победный мяч в сетку "Алании"...
ШЕЛ К ФЕДОТОВУ, А ПОПАЛ В АД
В "Черноморец" Коваленко звал вовсе не Байдачный, а Владимир Федотов, с которым у него сложились хорошие отношения по работе в липецком "Металлурге". Подписал с клубом двухлетний контракт, но вскоре Федотова неожиданно сменил Байдачный. И начал с адских нагрузок. При том, что у форварда великолепно поставлен удар, в конце зимних тренировок он с линии штрафной еле добивал мяч до ворот. Доходило до того, что Коваленко жаловался второму тренеру Юрию Аджему: "Наверное, Байдачный хочет, чтобы я умер!"
А сам Байдачный говорит: "Я хочу, чтобы он стал звездой футбола. Главное, чтобы он сам это понял и этого захотел".
ПЕДАГОГИКА ПО БАЙДАЧНОМУ
Об отношениях главного тренера и ведущего игрока "Черноморца" можно писать романы. В качестве эпиграфа к ним вполне подойдут слова Коваленко о Байдачном: "Мне кажется, что он смотрит на меня и вспоминает себя. И хочет, чтобы я не повторял его ошибок. Недаром все вокруг говорят, что он относится ко мне лучше всех - и это при том, что может выговорить мне за то, на что у другого никогда не обратит внимания".
В особой педагогике Байдачного по отношению к Коваленко мне довелось убедиться самому. На наш разговор об игроке тренер неожиданно вызвал... его самого. Сколько же интересного форварду довелось услышать о себе за эти полчаса!
- Когда Костя опоздал на два дня на сбор после победы над ЦСКА, я, конечно, не собирался его выгонять, - ошарашил своим признанием Байдачный. Выставление на трансфер было продуманным шагом, который должен был закончиться тем, чем и закончился - его возвращением в команду. Человеку надо было как можно более внятно объяснить, что такое дисциплина. Потом вызвал защищавших его ребят и сказал: сделайте так, чтобы он вернулся.
- А фраза на пресс-конференции, что вы не хотите слышать фамилию Коваленко, тоже входила в тактический план?
- Входила! Надо было создать вокруг него вакуум, чтобы он прочувствовал свою вину. И вот сейчас, накануне сбора в Новогорске, мы поспорили с товарищем, приедет ли Костя вовремя, 30 мая. Товарищ убеждал, что раньше 31-го его ждать не следует. И теперь должен мне накрыть стол...
Любопытно было услышать версию той нашумевшей истории от самого Коваленко:
- У нас принято считать: если человек опоздал на сбор - значит, непременно напился. А у меня были более серьезные проблемы. Надо было срочно собрать документы, чтобы сделать российский паспорт - иначе меня в короткий срок могли выписать из квартиры в Краснодаре. За эти два дня паспорт оформил и теперь спокойно могу играть, не думая о посторонних вещах. Байдачному вот только зря тогда не позвонил не думал, что будут такие серьезные последствия. Приезжаю и слышу, что выставлен на трансфер, что могу ехать домой. Уехал в Краснодар, каждый день созванивался с Призетко, Какосьяном, другими ребятами. Они говорили - все будет нормально, надо только, чтобы Анатолий Николаевич остыл. И дней через пять звонят: "Можешь ехать, все в порядке". Вернулся, провели собрание, отчитали. Я извинился - и пошла нормальная работа. Байдачный с тех пор о случившемся вообще не вспоминал. Насколько он вспыльчивый человек, настолько и отходчивый. И совершенно незлопамятный.
- Находясь во взвинченном состоянии, я заподозрил неладное во Владикавказе и быстро заменил Костю и Призетко, а потом несдержанно высказался в печати - ребята обиделись, говорит Байдачный. - Когда успокоился и узнал, как все было на самом деле, то понял, что погорячился. И сначала отдельно извинился перед двумя этими игроками, а потом, после их великолепной игры с "Ураланом", принес им извинения публично на пресс-конференции.
- А как партнеры к Коваленко относятся?
- Они все за него заступаются! Дружная команда, стараются вытащить друг друга, руку протянуть.
Сезон 2008. "Томь"- "Амкар"- 0:1. "Есть команда, которую нельзя купить!"