Мы - Сибиряки!

Раздел для неформального общения.

Что поставите в графе "национальность" во время переписи 2010 года?

Опрос закончился Вт ноя 02, 2010 01:26

Сибиряки
6
30%
Русские
6
30%
Россияне
0
Голосов нет
Хохлы
0
Голосов нет
Казахи
1
5%
Казахи крещеные
1
5%
Томские карагасы
0
Голосов нет
Тьабак (с любым языком, кроме теленгитского)
0
Голосов нет
Советские
1
5%
Лазуряне
1
5%
Да ну на!
4
20%
 
Всего голосов: 20
Аватара пользователя
Smile
Сообщения: 1187
Зарегистрирован: Вт авг 30, 2005 16:15
Откуда: Томск
Контактная информация:

Сообщение Smile » Пт окт 01, 2010 16:21

Корыстный жгёшь, давай ишшо Агня :D
Andrew34
Сообщения: 14540
Зарегистрирован: Пт авг 26, 2005 09:41
Контактная информация:

Сообщение Andrew34 » Пт окт 01, 2010 16:48

Корыстный
Чего пьешь, сцукО . Бром ? :lol:
Изображение
Andrew34
Сообщения: 14540
Зарегистрирован: Пт авг 26, 2005 09:41
Контактная информация:

Сообщение Andrew34 » Пт окт 01, 2010 19:34

Корыстный не отвечает. Значит уснул.Значит все таки - пил бром.
Несчастный-Корыстный. В такой знойный сибирский вечер надо ловить уходящий бархатный сезон и пить белое чилийское под хорошую итальянскую пасту.
Изображение
Andrew34
Сообщения: 14540
Зарегистрирован: Пт авг 26, 2005 09:41
Контактная информация:

Сообщение Andrew34 » Сб окт 02, 2010 07:45

Корыстный писал(а):Andrew34
С позволения сказать, замечу, что белое чилийское под итальянскую пасту кушают только беларусы. Ну и чилийцы, понятное дело.
Настоящие сибиряки в таких противоестественных акциях не участвуют....
Вечер провел на Бурике с семьей и парой литрой темного чешского. Замечательно в такие погоды идет темное чешское. Особенно с вяленым сыром.
Продолжилось оное веселье абхазским откровением Лыхны. Под урожайное рагу оно открывает новые виды на природу.
Что касаемо перспектив, так я вам порекомендую присоединиться к нам со Старым Кениигсбергом - французские коньяки за русские рубли приводят меня к выводу, что не так уж все хреново в Сибире...)))

Увы не смог. Примерно в тоже время пил вино на балконе и слушал французскую эстраду 60х и 80х.
И тут вдруг пришла странная смск-а , в которой сообщался интересный факт о том, что у тебя сисеГ нет. :shock:
Ты куда сисГе дел ? :lol:
Изображение
Аватара пользователя
Сахалинский Сибиряк
Сообщения: 1467
Зарегистрирован: Пн сен 26, 2005 22:27
Откуда: временно Рязань
Контактная информация:

Сообщение Сахалинский Сибиряк » Сб окт 02, 2010 12:44

А может сделаем голосилку?

Как пример:

Что поставите в графе "национальность" во время переписи 2010 года?

Варианты:

Сибиряк
Русский
Россиянин
Хохол
Казах
Лазурянин
Мне пох

Предлагаются и другие варианты.
После того как я принял ваше приглашение ПоСаСаТь - меня не торкает серьёзно болтать больше ни на одном сайте :cry:©Болельщик ФК "Сибирь" Bratec Hulio

Люблю я эту самую Сибирь: самая купеческая страна. Бар и крепостного права она не видала, и даже всероссийский лапоть не посмел перевалить через Урал… В сапожках ходит наша Сибирь! И народец только – сорвиголова.

©Д. Мамин-Сибиряк, "Приваловские миллионы".
SkillB
Сообщения: 1109
Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 10:47
Откуда: Томск
Контактная информация:

Сообщение SkillB » Сб окт 02, 2010 19:41

Сахалинский Сибиряк
Ну, голосовалку автор темы должен прикручивать :)
ЗЫ последний вариант заменить на "Да ну, на!"
Аватара пользователя
Сахалинский Сибиряк
Сообщения: 1467
Зарегистрирован: Пн сен 26, 2005 22:27
Откуда: временно Рязань
Контактная информация:

Сообщение Сахалинский Сибиряк » Сб окт 02, 2010 21:13

SkillB писал(а):Ну, голосовалку автор темы должен прикручивать :)

И как? Наверное при создании нужно было делать...
После того как я принял ваше приглашение ПоСаСаТь - меня не торкает серьёзно болтать больше ни на одном сайте :cry:©Болельщик ФК "Сибирь" Bratec Hulio

Люблю я эту самую Сибирь: самая купеческая страна. Бар и крепостного права она не видала, и даже всероссийский лапоть не посмел перевалить через Урал… В сапожках ходит наша Сибирь! И народец только – сорвиголова.

©Д. Мамин-Сибиряк, "Приваловские миллионы".
Аватара пользователя
deus
Сообщения: 21812
Зарегистрирован: Пт авг 26, 2005 09:24
Откуда: Томск
Контактная информация:

Сообщение deus » Сб окт 02, 2010 21:20

Сахалинский Сибиряк редактируй первое сообщение в теме, там есть создание опроса
В.В. Путин: "В Томске должен быть футбол!"
Аватара пользователя
Sergey_M
Сообщения: 4219
Зарегистрирован: Вт сен 06, 2005 15:39
Контактная информация:

Сообщение Sergey_M » Сб окт 02, 2010 21:34

Я бы за "Томич" поставил
Andrew34
Сообщения: 14540
Зарегистрирован: Пт авг 26, 2005 09:41
Контактная информация:

Сообщение Andrew34 » Сб окт 02, 2010 22:22

даешь голосилку
Изображение
Аватара пользователя
Сахалинский Сибиряк
Сообщения: 1467
Зарегистрирован: Пн сен 26, 2005 22:27
Откуда: временно Рязань
Контактная информация:

Сообщение Сахалинский Сибиряк » Вс окт 03, 2010 01:27

Поехали!
После того как я принял ваше приглашение ПоСаСаТь - меня не торкает серьёзно болтать больше ни на одном сайте :cry:©Болельщик ФК "Сибирь" Bratec Hulio

Люблю я эту самую Сибирь: самая купеческая страна. Бар и крепостного права она не видала, и даже всероссийский лапоть не посмел перевалить через Урал… В сапожках ходит наша Сибирь! И народец только – сорвиголова.

©Д. Мамин-Сибиряк, "Приваловские миллионы".
Аватара пользователя
Sergey_M
Сообщения: 4219
Зарегистрирован: Вт сен 06, 2005 15:39
Контактная информация:

Сообщение Sergey_M » Вс окт 03, 2010 09:28

А кто такие карагасы? Как-то это это слово меня напрягает :lol:
Аватара пользователя
Сахалинский Сибиряк
Сообщения: 1467
Зарегистрирован: Пн сен 26, 2005 22:27
Откуда: временно Рязань
Контактная информация:

Сообщение Сахалинский Сибиряк » Вс окт 03, 2010 10:42

Sergey_M писал(а):А кто такие карагасы? Как-то это это слово меня напрягает :lol:

Тофала?ры (ранее их называли — карагасы, самоназвание — тоъфа, тофа, топа, тоха, тыва, что значит «человек») — коренной малочисленный народ России в Восточной Сибири.
Переписи населения в России показали следующую численность тофаларов в 1926 - 2002 годах:

* 1926 — 417 человек
* 1959 — 586 человек
* 1970 — 620 человек
* 1989 — 722 человека
* 2002 — 837 человек
Согласно последней переписи, в Томской области их было 12 человек. В основном живут в Иркутской области - 728.
Судя по статистике, карагасы размножаются.
У вас есть прекрасная возможность помочь этому коренному малочисленному народу. :)
Вложения
Група_оленярів_Тофалари_Іркутська_губ._Нижньоудінський_повіт_поч_XX_ст_РЕМ.jpg
(Тофалары) Карагасы
Група_оленярів_Тофалари_Іркутська_губ._Нижньоудінський_повіт_поч_XX_ст_РЕМ.jpg (47.8 КБ) 2757 просмотров
После того как я принял ваше приглашение ПоСаСаТь - меня не торкает серьёзно болтать больше ни на одном сайте :cry:©Болельщик ФК "Сибирь" Bratec Hulio

Люблю я эту самую Сибирь: самая купеческая страна. Бар и крепостного права она не видала, и даже всероссийский лапоть не посмел перевалить через Урал… В сапожках ходит наша Сибирь! И народец только – сорвиголова.

©Д. Мамин-Сибиряк, "Приваловские миллионы".
Аватара пользователя
Сахалинский Сибиряк
Сообщения: 1467
Зарегистрирован: Пн сен 26, 2005 22:27
Откуда: временно Рязань
Контактная информация:

Сообщение Сахалинский Сибиряк » Пн окт 04, 2010 00:35

Русские и (или) сибиряки
По итогам переписи-2010 в России может появиться новый народ

Всероссийская перепись населения, которая будет проводиться в октябре, — вопрос не только научно-практического характера, но и мероприятие, имеющее важный политический смысл. В особенности политически важным будет то, какой ответ жители России дадут на вопрос № 7 в переписном листе, и то, как эти ответы посчитают в переписных комиссиях. Речь идёт о графе «Национальность».

Такой важный 7-й пункт

Сколько народов живёт в России? Какие они? Много их или мало? В другой стране это было бы лишь предметом этнографического интереса. Но Россия — особый случай. Она с советских времён строится по национально-территориальному принципу: само государственное устройство России поставлено в непосредственную зависимость от её национального состава. Поэтому, например, как много башкир (и как много татар) по результатам переписи окажется живущими в Республике Башкортостан, волнует не столько академиков из Института этнологии и антропологии, сколько республиканскую политическую элиту Башкортостана и Татарстана. Удастся ли по итогам переписи два народа, эрзя и мокша, живущих в Мордовии, сделать одним — это волнует руководство Мордовии. Какой этнический состав выявит перепись в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, в которых уже не первый год идут разговоры о разделении на независимые субъекты Федерации, — это тоже очень важный политический вопрос. И этот список можно продолжать довольно долго.

В последнее время такой список проблемных мест российской этнографии пополнился ещё одним. На этот раз речь идёт уже о самом крупном народе России — о русских. То, что русские стали ещё одной проблемой переписи-2010, опять-таки связано с особенностями государственного устройства России. Большевики в 1920—1930-е годы предоставили национальную автономию (в виде национальных республик, национальных округов и пр.) практически всем народам тогдашнего Советского государства, даже совсем небольшим. Исключение они сделали только для русских. С тех пор поменялось многое, прошла целая эпоха, но неизменным осталось одно — на карте России есть Республика Башкортостан, есть Республика Адыгея и есть даже Чукотский автономный округ, но вот русских национально-территориальных субъектов Федерации на ней нет.

Именно в связи с этим и встал вопрос — а что же должны вписывать русские в графу «Национальность» в переписном листе и, главное, какой в этом будет смысл? Процент башкир в населении Башкортостана повлияет на образовательную и кадровую политику в республике. Данные о том, сколько в Карачаево-Черкесии живёт карачаевцев и черкесов, повлияют на борьбу за власть соответствующих кланов, а через это смогут изменить в ту или иную сторону порядок пользования территориями в горах и на равнине. А на что же повлияют данные о русском населении России? Выясняется, практически ни на что. У русских нет своих республик, русским быть в России просто невыгодно. Значит, невыгодно и записываться русским. Отсюда абсолютно логичное желание записаться кем-то иным.

«Я — сибиряк»

Самую большую известность получила инициатива «Я — сибиряк». Сибирская интеллигенция предложила жителям Красноярского края, Иркутской области и других сибирских территорий записаться сибиряками. Национальность «сибиряк» под номером 1266 внесена в приказ Росстата от 27 января 2010 года, в котором оговаривается перечень возможных ответов на вопрос о национальной принадлежности граждан России. Поэтому есть все шансы, что в Сибири по итогам переписи действительно появится новый народ — сибиряки. Насколько он будет многочисленным, сказать сложно, но пока ясно одно: русские как народ на уровне субъектов Федерации не имеют механизма, который бы позволил им отстаивать свои права в России. И чем больше людей это будут осознавать, тем больше у нас появится сибиряков или ингерманландцев (так называют себя некоторые жители Санкт-Петербурга и окрестностей).

А у тех же русских жителей Сибири есть за что побороться. Например, они заинтересованы в том, чтобы больше прибыли от добычи нефти и газа оставалось в их регионе. Например, руководству Республики Татарстан, которая представляла интересы татарского народа, в своё время этого добиться удалось. Может быть, и русским Сибири для того, чтобы отстаивать свои права, надо сделаться отдельным народом? И таких примеров масса. Так, эвенкам, которые имеют статус коренного народа, удалось не допустить строительства Эвенкийской ГЭС. Русские же старожилы, которые пострадают при строительстве Богучанской ГЭС и затоплении своих старинных сёл, свои интересы защищать не могут. Для этого им и имеет смысл записаться сибиряками и получить статус коренного народа, пишет сибирский политолог Дмитрий Верхотуров.

Сибирская народность в XIX веке

Что всё это значит? Может быть, речь идёт о «расколе единой русской нации», как утверждают некоторые патриотически настроенные граждане? Но что же такое русская нация? И какое место в этой «единой русской нации» занимают русские Сибири?

Нынешняя инициатива сибирской интеллигенции — это не недавняя выдумка нескольких оригинальничающих блогеров и публицистов, как может показаться на первый взгляд. Проекту сибирской национальности уже более 150 лет. Он был частью ранней программы кружка сибирских областников, недовольных колониальным отношением России к сибирским территориям. Один из теоретиков областничества Григорий Потанин писал: «Разнохарактерные переселенцы в Сибирь, великорусы, малороссы, поляки принимают в ней общий, смешанный тип сибиряка». Царское правительство не потерпело «сибирской вольности», и в 1868 году областников отправили на каторгу и в ссылку. Но сибирское автономистское движение, несмотря на преследования властей, смыкаясь то с народниками, то с эсерами, просуществовало вплоть до революции и Гражданской войны.

Существование особого русского сибирского типа, отличного от русского населения Центральной России, не сговариваясь, отмечали практически все, кто бывал в те годы в Сибири. Пётр Кропоткин (тогда чиновник, а не революционер), путешествовавший по Сибири в начале 1860-х, писал, что о «расейских» сибиряки отзываются с презрением, а само слово «расейский» считается даже несколько обидным. Петру Семёнову-Тян-Шанскому (впрочем, Тян-Шанским он стал много позже, а тогда это был просто начинающий географ-исследователь), побывавшему в Сибири в середине 1850-х, тоже бросилось в глаза отличие «крестьян-старожилов Сибири, выросших и развившихся на просторе, не знавших крепостной зависимости» от русских крепостных крестьян Европейской России. Семёнов-Тян-Шанский наблюдал отличия практически во всём: и в быту, и в характере, и в манере разговаривать. Напомним, как раз в это самое время набирало силу движение сибирских областников, провозгласивших существование особой сибирской народности…

Из колыбели сибиряков — в форпост общерусской нации

Всё изменилось в конце XIX века. До этого царское правительство ограничивало переселение крестьян из Европейской России в Сибирь и её русское население (тот самый сибирский тип, сибирские старожилы) складывалось в основном из потомков старообрядцев и самовольных переселенцев. Но когда правительство сняло ограничения, а потом, при П. Столыпине, даже стало поощрять крестьянское переселение в Сибирь, из перенаселённых нечернозёмных губерний, а также с Украины и из Белоруссии в Сибирь хлынули потоки людей. Процессы русского заселения Сибири ускорились в сотни раз, сибирские старожилы просто затерялись среди огромной массы новосёлов.

Что же сделалось с сибирским типом? И чем стала для русских Сибирь в начале XX века? Сибирь была одним из важнейших центров складывания большой русской нации. Российская империя, начиная примерно со второй половины XIX века (опять-таки в то самое время, когда гонимые областники провозгласили существование отдельного сибирского типа), стала предпринимать попытки построить единую русскую нацию из малороссов (украинцев), белорусов и великороссов, проще говоря, слить их в единую общерусскую народность. И Сибирь стала тем котлом, в котором происходило это сплавление. В отдельных её районах в результате массового крестьянского переселения процент выходцев из Малороссии и Белоруссии доходил до 70—80%. И все они в Сибири успешно и в короткий срок ассимилировались, вливаясь в большую русскую нацию. На окраинах этот процесс шёл куда медленнее и с куда большими трудностями.

В итоге Сибирь из колыбели особого русского сибирского типа в начале XX века превратилась в форпост общерусской нации. Но по причинам, которые мы не будем здесь обсуждать, проект общерусской нации, имевший некоторые шансы на успех, провалился. Несмотря на все заявления патриотов, твердящих о «славянском единстве» и не желающих признать очевидного, к сегодняшнему дню украинцы есть украинцы, белорусы есть белорусы, а великороссы… Да, а что с великороссами? Тут мы возвращаемся к началу статьи. У русских до сих пор нет собственной национальной государственности (в то время как у остальных народов России она есть). Собственно, это связано с тем, что проектом русской нации до настоящего времени никто просто не занимался. В Российской империи была попытка создать «общерусскую нацию» из украинцев, белорусов и великороссов, которая провалилась. Новой попытки построить русскую нацию не предпринималось, а большинство так называемых русских патриотов до сих пор продолжают рассуждать в общерусских категориях. В итоге великороссы, выпав из «общерусского проекта», до сих пор не трансформировались в единую нацию, а продолжают оставаться аморфной и бесправной массой. Те, кто видит в русских некий «продукт империи», сформировавшийся в её недрах, неправы: империя строила общерусскую нацию, и ей это не удалось, а русская нация (по отношению к общерусской она является как бы сепаратизмом великороссов) до настоящего времени просто не сложилась.

«Федерализм или смерть!»


Теперь мы можем опять взглянуть на Сибирь и на инициативу «Я — сибиряк». Русские в Сибири, в связи с очевидным провалом общерусской идентичности, центром формирования которой была Сибирь, и в связи с отсутствием нового проекта русской нации, обратились к изначальному, более 150 лет тому назад сформулированному проекту особой сибирской народности. Они не видят другой возможности бороться за свои права в нынешнем российском государстве. Да и более привлекательного варианта самоидентификации у них просто нет.

Какие могут быть альтернативы? Если всё останется так, как есть, то, пожалуй, никаких альтернатив сибирской нации действительно не имеется. Но если в системе нынешнего российского государства произойдут определённые сдвиги, если процесс построения современной русской нации всё же начнётся и русские, как и другие российские народы, получат собственные национально-территориальные образования, ситуация может измениться. Если русские Сибири, ощущая свою принадлежность к русской нации, получат возможность через эффективные федеративные институты отстаивать свои региональные интересы, то региональная сибирская идентичность останется важным элементом многосложности русского народа, но при этом не выльется в отдельную сибирскую нацию.

Ну а пока жители огромной страны живут в условиях вертикали власти, которая, как показали недавние события, строится на личном доверии одного-единственного человека в Московском Кремле, нельзя исключать того, что уже по итогам следующей Всероссийской переписи в самых разных регионах, от Калининграда до Владивостока, возникнут десятки новых народов. И кто знает, а вдруг они вместе с сибирской нацией, которая к тому времени будет насчитывать уже миллионы, обрушатся на систему всей мощью своего недовольства? И тогда мало никому не покажется.
http://www.chaskor.ru/article/russkie_i ... yaki_20207
После того как я принял ваше приглашение ПоСаСаТь - меня не торкает серьёзно болтать больше ни на одном сайте :cry:©Болельщик ФК "Сибирь" Bratec Hulio

Люблю я эту самую Сибирь: самая купеческая страна. Бар и крепостного права она не видала, и даже всероссийский лапоть не посмел перевалить через Урал… В сапожках ходит наша Сибирь! И народец только – сорвиголова.

©Д. Мамин-Сибиряк, "Приваловские миллионы".
Аватара пользователя
Sergey_M
Сообщения: 4219
Зарегистрирован: Вт сен 06, 2005 15:39
Контактная информация:

Сообщение Sergey_M » Пн окт 04, 2010 07:01

Сахалинский Сибиряк, а ясно, настоящие томские оленеводы :D
Вложения
Група_оленярів_Тофалари_Іркутська_губ._Нижньоудінський_повіт_поч_XX_ст_РЕМ.jpg
Група_оленярів_Тофалари_Іркутська_губ._Нижньоудінський_повіт_поч_XX_ст_РЕМ.jpg (47.8 КБ) 2697 просмотров
Andrew34
Сообщения: 14540
Зарегистрирован: Пт авг 26, 2005 09:41
Контактная информация:

Сообщение Andrew34 » Пн окт 04, 2010 08:00

Sergey_M писал(а):Сахалинский Сибиряк, а ясно, настоящие томские оленеводы :D

Ага в центре СтропилА по бокам ermak и deus
Если кто спросит, а где я ?
Отвечу честно - с самого краю в оленьем прикиде :)
Изображение
Аватара пользователя
Сахалинский Сибиряк
Сообщения: 1467
Зарегистрирован: Пн сен 26, 2005 22:27
Откуда: временно Рязань
Контактная информация:

Сообщение Сахалинский Сибиряк » Чт окт 07, 2010 02:11

Национальность - "сибиряк"


Активная агитация за создание "сибирской нации" идет в Рунете. Жителей Сибири во время всероссийской переписи призывают в графе "национальность" указывать "сибиряк".

Вопрос о необходимости признания новой, "сибирской нации", вот уже несколько месяцев один из самых обсуждаемых в Рунете. Поводом для бурной дискуссии стало создание сетевого сообщества под названием "Настоящие сибиряки". Его участники призывают жителей сибирского региона, отвечая на вопросы анкеты всероссийской переписи населения, в графе "национальность" указывать "сибиряк". Блоггеры считают, что "обособившись" подобным образом от других национальностей, они смогут решить ряд проблем, в частности, экологических и социальных. Более того, они заявляют, что если сибиряки сами будут определять будущее Сибири, то вскоре регион перестанет быть "сырьевым придатком России".

Организаторы сообщества даже сформулировали свой собственный психологический портрет сибиряка. По их мнению, настоящий сибиряк "гордится тем, что он сибиряк - где бы он ни жил. Сибиряк может чувствовать себя счастливым или несчастным, но в большинстве случаев он ощущает себя свободным (…) Сибиряк - "внутренний анархист". За анархию он не будет сражаться "ради идеи", но, по большому счету, для себя лично он не признает безусловных авторитетов и не склонен к бессмысленному подчинению (…) Сибиряки не склонны к конфликтам. Вследствие чего сибирская жизнь довольно спокойна, но по той же причине иногда тормозит в своем развитии; общественность все же недостаточно активна. Может, это происходит еще и потому, что сибиряки - индивидуалисты, не склонные собираться в толпы. Даже в условиях ужесточения формальной власти сибиряк будет выкручиваться и стараться жить по-своему". Блоггеры также приписывают жителям сибирского региона такие качества, как любопытство, рационализм, прагматизм и честность.

Сколько человек поддержит эту инициативу во время предстоящей всероссийской переписи населения, пока сказать невозможно. Теоретически написать в графе "национальность" слово "сибиряк" могут несколько миллионов человек.

Идея интернет-пользователей, конечно, довольно необычна, и дать ей однозначную оценку сложно. Тем не менее, с точки зрения действующего законодательства каждый гражданин Российской Федерации вправе поступить подобным образом. Когда возник вопрос о том, насколько правомерно такое желание, руководитель Росстата Александр Суринов направил письмо одному из наиболее активных пользователей "Живого Журнала", жителю Омска, письмо, в котором пояснил, что участники общественного движения имеют право указать в анкете любую национальность. Позже его слова подтвердили и в территориальных органах статистики.

"Перепись населения будет проводиться в соответствии с Конституцией РФ, - сообщила Interfax-Russia.ru начальник отдела статистики Иркутскстата Татьяна Смирнова, - а значит, каждый гражданин нашей страны может дать любой ответ на вопрос о его национальности. Предусмотрено также право отказа от ответа на этот вопрос. Соответственно, ответ "сибиряк" будет учитываться наравне со всеми остальными".

По мнению некоторых ученых, возникновение подобного общественного движения вполне закономерно. "Этого следовало ожидать. Сибирь всегда была удаленным краем, слабо связанным с центром, и население в этом регионе действительно специфичное. Как известно, в Сибирь съезжались каторжники, ссыльные, бунтари. Можно сказать, что население Сибири настроено оппозиционно на "генетическом уровне". Кроме того, сама метрополия, то есть Москва, никогда не способствовала тому, чтобы сибиряки ее любили, поставив регион в положение своеобразного сырьевого придатка страны", – считает профессор Иркутского государственного университета, доктор философских наук Владимир Федчин.

Впрочем, Сибирь - не единственный регион с подобными настроениями. В сети Интернет также идет агитация за указание в переписных бюллетенях таких национальностей, как "дальневосточники", "ингерманландцы", "залессцы" и т. д. Тем не менее, "сибирское" движение самое популярное.

"Глубинка чувствует себя забытой и покинутой центром. Осложняет ситуацию и существенная разница между уровнем жизни в центре России и в отдаленных регионах. У жителей Сибири сложилось мнение, что Москва не понимает или не хочет понимать их потребностей. Отсюда и желание самостоятельно решать свои проблемы", - пояснил Interfax-Russia.ru Владимир Федчин.

Как именно представители новой национальности, если она все же появится, намерены улучшать условия жизни в Сибири, пока неясно. Пока же в интернете распространено мнение, что им удастся получить некоторые из предоставляемых по национальному признаку преференций, по аналогии с поддержкой, которую государство оказывает коренным малочисленным народам. Между тем, официальные лица эти ожидания пока никак не комментируют. Большая часть чиновников весьма скептически оценивает возможность появления новой народности.

"Данные переписи имеют большое культурно-историческое значение для нашей страны. Информация о составе и численности населения необходима государственным органам, ученым, историкам и т.д. Поэтому относиться к участию в ней нужно очень ответственно. Агитацию за указание в переписных листах несуществующей национальности "сибиряк" можно назвать попыткой дезорганизовать предстоящую перепись. Не думаю, что подобные действия могут помочь сторонникам этой общественной инициативы отстоять свои интересы. Кроме того, я сомневаюсь в том, что она в принципе может получить широкую поддержку", - заявил Interfax-Russia.ru начальник управления правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям Юрий Караулов.

Росстат обнародует результаты переписи населения, касающиеся национального состава страны, не раньше, чем в конце 2011 года. Тогда и выяснится, сколько человек всерьез восприняло идею "сибирской нации". Пока это движение существует лишь в интернете, оценить его масштабы невозможно. Но уже сейчас очевидно, что будущее Сибири небезразлично для ее жителей – иначе они не пытались бы привлечь внимание к своим проблемам столь радикальным способом.
http://www.interfax-russia.ru/Siberia/v ... ?id=179734
После того как я принял ваше приглашение ПоСаСаТь - меня не торкает серьёзно болтать больше ни на одном сайте :cry:©Болельщик ФК "Сибирь" Bratec Hulio

Люблю я эту самую Сибирь: самая купеческая страна. Бар и крепостного права она не видала, и даже всероссийский лапоть не посмел перевалить через Урал… В сапожках ходит наша Сибирь! И народец только – сорвиголова.

©Д. Мамин-Сибиряк, "Приваловские миллионы".
Аватара пользователя
Сахалинский Сибиряк
Сообщения: 1467
Зарегистрирован: Пн сен 26, 2005 22:27
Откуда: временно Рязань
Контактная информация:

Сообщение Сахалинский Сибиряк » Пт окт 08, 2010 09:44

Геннадий Быконя: «Сибиряки исторически стали носителями лучших качеств русского народа»

История освоения Сибири сегодня интересует ученых всего мира. Не последнюю роль в этом играют особенности народа, населяющего эту землю. Когда-то было модно сравнивать Зауралье с Америкой: бывшая колония, населенная европейцами и экс-рабами, отвоевала независимость, так не пора ли и нам бороться за самостоятельность? Причину того, что история Сибири неразрывно связана с историей Российской империи, известный красноярский ученый, профессор КГПУ Геннадий Быконя видит в нашем менталитете.

«Карымый» народ

Геннадий БыконяОсновные черты национального характера любого этноса унаследованы из животного мира, — рассуждает Геннадий Быконя. — Именно отсюда берется наше стремление обособиться, перекрыть доступ чужаков границами, контрольно-паспортными режимами и визами. Мы исторически не доверяем иностранцам: название каждого этноса первоначально переводится как «люди». Все без исключения народы в древности называли себя людьми, а иноплеменников «нелюдями».

Геннадий Федорович, откуда разговоры о самобытности сибиряков, нашем особом характере и типе внешности?

До революции первая сибирская интеллигенция впервые выдвинула теорию о том, что сибиряки — особый этнос, отдельная народность со своими традициями и отличными от россиян чертами. Понятно, почему появились такие рассуждения: Сибирь всегда являлась не более чем экономической колонией, и отношение к ее жителям было соответствующее. Например, за Уралом долгое время не открывали высших учебных заведений. Когда красноярский купец Сидоров выделил пуд золота на открытие университета, его сочли сумасшедшим. Генерал-губернатор Западной и Восточной Сибири даже велел медикам его обследовать на предмет вменяемости.

На фоне этого появились «областники», утверждавшие, что Сибирь — вторая Америка, которой также следует отделиться. «Самость» сибиряков сильно преувеличили.

Аргументы приводили разные, брали в пример работы этнографа Афанасия Щапова. Щапов в свое время писал любопытные антропологические очерки, утверждал, что у сибиряков даже свой идеал красоты. Провели эксперимент: трем дочкам иркутских купцов показали портреты представителей трех рас: европеоида, негроида и монголоида, а также метисов. Вот кого бы выбрали в мужья вы?

Европеоида, надо полагать...

Значит, вы не коренная сибирячка, или ваши предки живут здесь не столь много поколений (смеется). Потому что все три девушки выбрали метиса европеоида и монголоида. Потому что он «карымый» — красивый, в отличие от русака, который, по их словам, «моганый» — поганый. Такие взгляды легко объяснимы смешанными браками, которые всегда процветали в наших краях.

Именно поэтому сибиряки даже антропологически отличаются от европейских россиян. Местные старожилы кареглазы, смуглы и темноволосы, они пониже ростом и покрепче телосложением. Современные этнографы также отмечают эти особенности, и все же, после долгих исследований, ученые пришли к выводу, что сибиряки — не особая народность, а разновидность великорусского народа. А внешность объясняется большим разбросом народностей, которые в разное время здесь проживали. Представьте себе, даже сегодня в Красноярском крае говорят на 122 различных языках и наречиях! Еще в глубокой древности Енисей был торной дорогой для мигрантов из самых разных уголков света.

Другое дело менталитет сибиряка как стержень национального характера. В этом плане мы всегда отличались от великорусов. Об этом много писали исследователи нашего университета, одна из самых достойных работ у Бориса Андюсева, который провел большую работу и обобщил дореволюционный материал. Сибирский характер — это не только выносливость и неприхотливость, которую так ценили на войне. Сибиряк более рационален, расчетлив, практичен, для него характерны инициативность и самостоятельность.

Дело в том, что за Уралом никогда не было поземельной общины, игравшей огромную роль в жизни российских крестьян. У нас было много земли, результатом чего стало потребительское отношение к природе. Люди не привыкли беречь окружающую среду: низкая плотность населения сыграла свою роль. Долгое время земледелие было экстенсивным, господствовали перелог и подсека, после которых на участке нельзя было сеять по 50-60 лет. Аукается нам это до сих пор. Перед распадом СССР наши плодородные земли были настолько истощены, что восстанавливались только на одну треть: мы жили в кредит у будущих поколений. Поэтому мы до сих пор держимся за ГЭС, из-за которых теряем самые плодородные земли — пойменные. Нам не жалко! Поэтому у нас и захламлены окрестности городов — у людей нет природоохранного навыка.

Кроме того, сибиряки были юридически грамотными и политически активными, принимали участие в городском управлении. Любопытный пример этого наблюдал Мессершмитт и отразил в своих записках. Был праздник, на котором пьяный казак ударил воеводу. На суде стороны примирились двенадцатью рублями. Представляете, столько стоит сбить с ног воеводу! В Центральной России повесили бы, не раздумывая!

В Сибири было военно-бюрократическое управление, и очень большую роль в жизни региона играли казаки — государственные служащие. Их психология была проста: если воевода нас обижает, значит, он чинит вред государству. Примерно так же рассуждали крестьяне: мы платим налоги, кормим страну, какое же право начальник имеет поступать с нами не по совести? Не боялись писать жалобы царю, а то и поднимать бунт против самоуправщиков — просто переставали им подчиняться.

Недаром управителей в нашем регионе часто сменяли. Только в Красноярске дважды изгоняли воевод, в 1695 и 1718 годах. И горожане годами правили самостоятельно: избирали коллегию судей, которые решали городские дела, руководили сбором налогов. Енисейцев прозвали «свозниками» — обманщиками, а красноярцев — бунтовщиками и ябедниками. Неслучайно упрямые красноярцы даже друг с другом предпочитали выяснять отношения в суде — могли судиться годами, и некоторые даже разорялись на этом. Знаменитая фраза: «Умен, лукав и расчетлив, как сибиряк» — авторства Екатерины Второй, которая претендовала на знание психологии народа. Она даже написала пьесу о том, как сибиряк, приехав в столицу, дурачил светских дам.

Свободно-несвободные

Если сибиряки были настолько свободны и активны, почему же не сложилась нация?

Понятие «сибирский характер» — не столько научное, сколько бытовое. Оно впервые прозвучало в публицистике времен ВОВ. Русские, пришедшие в Сибирь в конце XVI века, действительно сразу повели себя как лидеры. Они попытались ввести среди коренных народов свои порядки. Но им пришлось столкнуться с суровыми климатическими условиями Зауралья и тяжелейшей работой. Если европейская часть России уже переживала эпоху индустриализации, то здесь приходилось поднимать сельское хозяйство и производство с нуля. К тому же новым и новым притоком европейцев размывалась сложившаяся прослойка лидеров. Что будет, если в бочку с вином, которую поставили бродить, то и дело подливать новые сорта напитка? То же было и в Сибири: люди ехали сюда беспрерывно. Все это смешивалось, перекипало. Сибирь называли «золотым дном» России.

Впервые эту особенность нашей земли отметили ссыльные «народники». Они называли Сибирь социологической лабораторией, в которой одновременно существовали явления из разных исторических периодов: рабство, крепостничество бок о бок с вольными земледельцами на вольной земле. И это при свободолюбии наших людей, которые не боялись доходить до царя со своими просьбами. Взять хотя бы ачинских мещан. Документально зафиксировано, что они дошли до Николая Первого, чтобы добиться своей правды. И государь уступил им.

Тяжелая работа наложила свой отпечаток на наш характер: мы умеем много и упорно трудиться, способны выдерживать максимальные перегрузки.

С другой стороны, у сибирского крестьянина куда шире кругозор, он всегда был грамотнее и сообразительнее деревенского жителя из Центральной России. У нас до сих пор культурный уровень значительно выше. Областной город европейской части страны по нашим меркам — большая деревня.

Наша земля славилась меценатами. Упомянутый уже купец Сидоров был баснословно богат, но все свои деньги по завещанию он оставил Русскому географическому обществу на изучение Севера. Первым организовал экспедицию из Енисейска Северным морским путем в Англию! В Лондон на всемирную выставку Сидоров лично привез образцы всех минералов и горных пород Сибири, активно поощрял развитие науки и культуры в регионе. Зато своим детям он не оставил ни копейки, заявив, что им нужно пробиваться в жизни собственным умом.

А сейчас что в нас осталось от тех, былых, сибиряков?

Многое. Уже потому, что подавляющее большинство жителей Красноярского края остались тружениками. А ведь сельская жизнь закаляет, особенно в наших условиях. Неслучайно в Великую Отечественную войну наш советский тыл обеспечивал фронт всем необходимым и превосходил по мощности тыл Германии и всех ее сателлитов. А кто был тылом? Мы же, сибиряки. Европейцы удивляются, как мы можем терпеть задержки многомесячные заработной платы. А терпеливость у нас в крови.

Хотя большинство этих особенностей — не признак нашей самобытности, а просто ярко выраженные черты русского характера. Изучив историю, я пришел к выводу, что сибиряки — носители лучших качеств русского народа. Неслучайно сегодня в поиске нового национального стержня опираются именно на эти важные для россиянина качества. Правда, куда заведут нас эти поиски, пока непонятно. Нас бросает между идеологией олигархии и традициями интеллигенции и дворянства.

Практическая религиозность

Вы ни словом не обмолвились о том, какую роль в жизни сибиряков играет духовность.

Здесь мы мало чем отличались от всей русской земли. Русский человек всегда был в меру суеверен, в меру религиозен, в меру атеист. Интересно, что и на этой стезе наши люди всегда умели облечь в духовную оболочку решение своих мирских интересов. Приведу в пример простую историю, о которой я узнал, изучая документы. Пономарь Есауловской церкви Коновалов положил глаз на участок в районе села Рыбинское. А земли в том районе были ясачные, их трогать запрещалось. Тогда смышленый церковнослужитель обратился к епископу: бывал я, мол, в тех краях и подвергся смертельной опасности. И дал себе обет — если выживу, поставлю часовню. Так разрешите мне поселиться в тех краях, чтобы содержать ту часовню и чистоте и порядке. Вот так нехитро церковник присвоил земли.

Конечно, было и много подвижников, известны и такие имена, как Василий Мангазейский, Данила Ачинский. Но основная масса людей фанатиками никогда не были, нашу религиозность можно назвать практической. Взять хотя бы отношения местных жителей к каторжникам, которые постоянно потоками шли в Сибирь. И крестьяне, и купцы жалели арестантов, их жены выносили на стоянки этапа угощения. В каждом деревенском дворе на заборе была оборудована полочка, на которой ночью оставляли буханку хлеба и крынку молока — для беглых. Ночью им помогали, а днем нещадно отлавливали и сдавали полицейским за вознаграждение.

Широко прогремела история про сибирских «горбачей», которые летом нанимали работников из беглых и ссыльных. Когда приходилось рассчитываться, хозяин его убивал, забирал всю выручку обратно и искал нового работника. Об этом явлении XVII-XIX веков сохранилось много документов и даже журнальные статьи.

Ходят разные слухи и о некорректном поведении местного духовенства. Мол, гуляли, пропивали казенные деньги...

Скорее всего, эти слухи связаны с историей о строительстве первых каменных храмов в Красноярске. Но тут отличились вовсе не священнослужители, а строители. Для возведения Рождественского собора пригласили енисейского посадского Сокольникова. А он пустил деньги в другое дело, поэтому даже не залил фундамент для здания: просто покрасил известкой землю и начал класть сверху кирпичи. Стоит ли удивляться, что вскоре стены рухнули. Достраивал церковь уже другой человек, в итоге строительство затянулось на 20 лет. В советское время, кстати, храм снесли, а до того на его крыше тренировались парашютисты.

Еще один собор возводили на месте, где теперь стоит краевая администрация. Он рухнул тогда, когда уже начали делать перекрытия на крыше. Неудивительно, что в бытовом сознании эти истории трансформировались в байки о том, как попы пропили казенные деньги.

Вместо краеведения — религия

А как вообще сейчас развивается краеведение в Красноярском крае?

Это больная тема для многих историков. С одной стороны, краеведение растет, набирает обороты. Все больше исследователей-любителей появляется в крае. Краеведы собирают очень ценный, интересный материал, пишут неплохие работы по истории районов — больше 20 районов уже опубликовали книги. Местные музеи активно работают с молодежью, общественное краеведение становится все более профессиональным.

С другой стороны, не хватает материальных ресурсов, чтобы развернуться на весь край. Книги издаются либо за счет авторов, либо благодаря меценатам, либо при поддержке грантовых программ. Как результат — они выходят маленькими тиражами и доходят далеко не до всех школ и библиотек. Я считаю, что необходимо издать серию хрестоматий с документами и подборкой фольклора об истории нашего края, но это большой труд, который пока не готов никто поддержать. Литературу по истории региона найти трудно, а ведь стоило бы переиздавать все книги, которые так или иначе связаны с воспитанием молодого поколения не реже, чем раз в 10 лет.

Другая сторона медали — незаинтересованность школ в развитии краеведения. При Александре Хлопонине активно действовала программа поддержки регионального национального компонента. Теперь эту программу потихоньку спускают на тормозах. В некоторых школах перестали вести краеведение как обязательный предмет. Представляете? Вместо него вводят религиоведение. А все потому, что нет жесткого контроля за тем, как изучается история родного края в образовательных учреждениях. О каком же патриотизме может идти речь?

Мы на кафедре отечественной истории Красноярского государственного педагогического университета несколько лет работаем над трудом «Красноярье. Пять веков истории». Первые издания этого научного пособия по изучению истории региона выпускались исключительно за счет издательства «Платина». Последняя книга вышла очень маленьким тиражом. Просто потому, что она не востребована: школы не покупают, педагоги мало интересуются собранным в ней материалом. А ведь даже в капле воды отражается солнце. И в каждой локальной истории даже самой маленькой деревеньки — история России. И забывать о краеведении просто недопустимо.

Досье «ВК»

Геннадий Быконя, доктор исторических наук, профессор КГПУ

Родился в деревне Малая Камарчага Манского района. После 10-го класса работал школьным лаборантом в кабинете физики. В 1963 году окончил Красноярский государственный педагогический институт. Работал в Абанской школе, затем стал директором вечерней Абанской школы рабочей молодежи. С 1966 года — сотрудник КГПУ. Докторскую диссертацию защитил в 2002 году. Основной круг исследований связан с периодом феодализма: историко-демографические проблемы, народонаселение, география расселения, хозяйственная жизнь и т. д.
http://newslab.ru/news/article/337753
После того как я принял ваше приглашение ПоСаСаТь - меня не торкает серьёзно болтать больше ни на одном сайте :cry:©Болельщик ФК "Сибирь" Bratec Hulio

Люблю я эту самую Сибирь: самая купеческая страна. Бар и крепостного права она не видала, и даже всероссийский лапоть не посмел перевалить через Урал… В сапожках ходит наша Сибирь! И народец только – сорвиголова.

©Д. Мамин-Сибиряк, "Приваловские миллионы".

Вернуться в «ПИВНАЯ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей