Политехники пробивают Дальний Восток
или
Как я провел лето – 2
Томский политехнический издавна славится тем, что его студенты, сотрудники и выпускники облазили всю азиатскую часть России и стали в ней первооткрывателями много чего. Вот и мы со Славкой (
zazaker) не стали исключением в славном ряду пионеров (пускай и не комсомольцев). В 2005 году мы исколесили Хакасию, в то время как Славка открывал Красноярск. В этот раз
zazaker был заброшен на Луну, ну а я со своей одногруппницей Марией решили пробить Хабаровск.
В отличие от
zazakera, наша дорога до пункта назначения заняла почти 4 дня, поскольку ехали мы на поезде «Кузня – Владивосток», прицепной вагон «Томск – Владик», но об этом-то я ничуть не жалею. Оно того стоило, хотя бы из-за 5-часовой поездки вдоль Байкала, да еще и днем – с 11 до 4 часов, при отличной солнечной погоде. Красивее пейзажей я еще не видел нигде! Ну и конечно как было не отведать знаменитого байкальского омуля (продающегося в любом виде – соленого, вяленого, холодного и горячего копчения).
23 июня, в пятницу мы прибыли в Хабаровск. Город встретил нас… ночной темнотой, потому что стрелки часов уже подходили к полуночи. 15 минут пешей прогулки от вокзала, и мы нашли нужное общежитие. Впереди было два дня выходных, которые были использованы для осмотра города. Первое, что бросилось в глаза – большое количество зданий старой постройки – и этим Хабаровск очень напоминает Томск, хотя возрастом уступает почти втрое – в 2006 Хабаровску исполнилось 148 лет. Вообще это не город – а сплошная мемориальная доска. Практически на каждом доме можно увидеть табличку, извещающую, что здесь кто-то жил, учился, выступал, останавливался и т.п. «Здесь митинговал Чкалов», «А тут выступал Калинин», «А зато тут в 1918 находился штаб красных», «А за это здесь белые расстреляли 16 австро-венгров». Но, повторяю, город очень красивый, хотя и сильно вытянут вдоль Амура – дорога от общежития до главной конторы предприятия «Дальгеофизика», в котором мы проходили практику, занимала около часа. Население около 600 тысяч человек. Цифра эта получилась так же, как и в Томске получили полмиллиона – за счет присоединения окрестных деревень.
После замечательной архитектуры, великолепных фонтанов, замечательного каскада городских прудов, восстановленных на деньги благотворителей, второе, что нас удивило и удивило неприятно – это высокие цены практически на все продукты. Только помидоры и картошка почему-то дешевле, чем в Томске, а все остальное в среднем дороже на десятку. На вещевых рынках цены такие же, как у нас, а на китайских, естественно дешевле в разы. Паромы туда-сюда, из страны в страну курсируют постоянно, китайцев много, но располагаются они компактно – на улице встречаются нечасто, в основном на прилегающих к рынкам территориях. Запомнилось два момента: китаец, продающий оренбургские пуховые платки и шали, и китаец, делающий грузинский шашлык.
Маршрутки возят за 10 рублей. Ездят преимущественно корейские автобусы. ПАЗики редко можно встретить. Троллейбусный парк аналогичен томскому, а трамваи несколько отличаются внешним видом, но никак не возрастом.
Поразило большое количество выпивающего на улицах народу. В Томске давно уже отвык от подобного зрелища, а в Хабаровске каждый вечер, особенно по выходным, в каждом парке, аллее, на каждой лавочке можно увидеть принимающую на грудь компанию. Посмотрев на это, пришел к выводу, что запрет на употребление алкоголя в общественных местах – штука очень даже полезная, ибо смотрится это действительно неприглядно. Хотя с другой стороны, народ в городе очень миролюбивый и скандалов, дебоширства и хулиганства, учиняемых пьяными товарищами, за все время пребывания замечено не было.
Климат. Климат, сука, невыносимый. Хабаровск находится в зоне муссонного климата, а летом это жара плюс офигительная влажность. Воздух не просто горячий, он душный, липкий, кислорода мало… Лишь с 4 до 10 утра, когда температура опускается, это можно как-то терпеть, в остальное время хабаровчане спасаются кондиционерами, которые натыканы по несколько штук в каждом уважающем себя учреждении и во многих квартирах.
Город явно испытывает проблему с водой, особенно с питьевой – да такую, что она там продается в пакетах, как у нас молоко, и стоит – 5 рублей за литр.
По этой же причине все ближайшие водоемы любого размера оккупируются с раннего утра и до поздней ночи. И самый главный – конечно же Амур – река широкая, полноводная, по праву стоящая в ряду великих рек страны. Несмотря на все гадости, регулярно подбрасываемые китайцами в эту реку и ее притоки, местные жители все равно плавают и купаются, плюя на запрещающие знаки. Вообще, Амур с его набережной – самое любимое место отдыха хабаровчан. Мы стали свидетелями зарождения хорошей традиции – с этого лета по выходным, вечерами, в прибрежном парке по очереди выступают (и отлично выступают!) местные исполнители – группа «Ретро-шлягер» и духовой оркестр штаба КДВО.
Неделю мы пробыли в Хабаровске, знакомясь с архивами предприятия, после чего нас в составе геоэкологического отряда отправили в Еврейскую автономную область, на Кимканское железорудное месторождение (аналог нашего Бакчара). Добычу здесь планируется начать лишь в 2008 году, а пока что идет доизучение и доразвездка и по сути дела, природа в этом месте нетронутая. Месторождение состоит из двух участков – Кимканского и Сутарского. Наша задача заключалась в отборе проб почвы и воды для определения фоновых показателей территории. К сожалению руководителя, но к нашей вящей радости маршрутов было сделано всего три (подробнее о них можно прочитать в нижеследующих
«Меамурах»). Полностью был покрыт Кимканский участок и 30% Сутарского. Но дальше у руководителя нашего отряда вышел конфликт с начальником геологической партии и главным геологом, которые отказывались предоставить нам вездеход для следующих маршрутов. Мы же в свою очередь отказывались выполнять работу из-за наличия на оставшейся территории непроходимых болот, а лезть в них и рисковать жизнью никому не хотелось. К тому же в самый разгар холодной войны пошли проливные дожди (о них даже рассказывали по центральным каналам, как о чрезвычайной ситуации с масштабами, равных которым не было уже лет 15). Болота вспухли, реки вышли из берегов, но начальство упорно не давало вездеход. Тогда наш руководитель на свой страх и риск уговорил водителя вездехода свозить его одного – и за один день сделал почти половину оставшейся работы. Правда на обратном пути вездеход не смог переправиться обратно через Сутару, был оставлен на острове, а водителя с руководителем на лодке переправили случайно оказавшиеся неподалеку местные мужики. Вездеход не могли вытащить еще неделю, ни о каком продолжении работ речи не шло, поэтому 17 июля мы вернулись в Хабаровск. Одним из немногих приятных впечатлений от этого периода практики была отменная кормежка. И пусть не было «15 кг свежезасоленной икорочки», зато был салат (названный мной «Дальневосточным») – маринованный лучок, зеленый горошек, помидоры, и, самое главное, от души нарезанные, большущие ломти сёмги.
Дальнейшая наша работа по сравнению с вышеописанной, была просто райским наслаждением. «Дальгеофизика» занимается также мониторингом месторождений минеральных вод. На три таких месторождения мы и выезжали для проведения этого самого мониторинга. Два первых принадлежат ООО «Амурпиво» и вода из них используется для производства одноименного пива, а также реализуется в продаже как минеральная вода «Корфовская», «Хабаровская-1» и «Хабаровская-3».
До первого месторождения (Пунчинского) мы добирались по дороге, весьма похожей на Колымский тракт. 4 часа непрекращающейся тряски на УАЗике отбили всю нижнюю часть туловища, но зато на месторождении нас ждал радушный прием. Живущие здесь наблюдатели угостили нас чем бог послал (а послал он им в тот день жареного хариуса с картошкой). После отбора проб все желающие затарились минералкой, забив УАЗик 5-литровыми пластиковыми бутылями. Вообще же столько много минералки настоящей (!) и в свободном доступе я видел впервые. А «Хабаровская-3» - это просто эталон всех минеральных вод – в меру соленая, очень вкусная, не идет ни в какое сравнение с «Чажемто» и «Омегой».
Второе месторождение расположено в нескольких километрах от Хабаровска и добирались мы до него с комфортом на начальской Волге, потому что водитель УАЗика умер от инфаркта на следующий день после поездки в Пунчи
Скважины находятся на территории пивзавода «Амурпиво» и нам пришлось немного подождать, пропуская колонну шведских фур, выезжавших из ворот и видимо доверху загруженных пенным напитком. Да и на самом пивзаводе туда-сюда постоянно сновали погрузчики с кегами. Вот только попробовать своей продукции нам, к сожалению, не дали.
Ну и конечно, находясь на Дальнем Востоке мы всеми силами рвались «на Тихом океане свой окончить поход». Жаль, но в отличие от
zazakera, претворить в жизнь эту идею нам не удалось. Ближе всего к океану мы были во время поездки на третье – Тумнинское месторождение минеральных вод, которое расположено в Ванинском районе Хабаровского края. Всего каких-то 2,5 часа на поезде не доехали мы до Ванино и 3 часа – до Советской Гавани! Всего сотня километров отделяла нас от Татарского пролива! Но, не судьба… Но зато ехали мы в вагоне повышенной комфортности – с газетами-журналами и кормёжкой из вагона-ресторана. Сутки пути на поезде «Владивосток – Совгавань» и сошли мы на станции Тумнин. Еще 10 километров пути на автобусе (стоимость билета – 100 рублей) и мы въехали в санаторий-профилакторий Комсомольского отделения РЖД. Дело в том, что минеральные воды здесь – термальные, с температурой на изливе 43 градуса, а потому территория месторождения – самый настоящий курорт с лечебными ваннами, грязями. Двухнедельная путевка сюда стоит 13 тысяч. Нам всё это удовольствие оплатило предприятие. И пускай жили мы не в пансионате, а в домике наблюдателя, но в лечебной ванне все-таки повалялись. Вода здесь щелочная, кремнистая, поэтому ощущения своеобразные. Кроме того – оторванность от цивилизации, чистейший воздух, изумительная природа, форель из протекающего рядом ручья Чопэ – делают это место идеальным с точки зрения релаксации (или расслабона – кому как

)
В оставшееся время нашего пребывания в Хабаровске стоит отметить 7 августа – матч ПД – СКА-Энергия – Динамо (Брянск). Вообще же, что касается спорта, то на первом месте здесь конечно же хоккей – построен современный дворец «Платинум Арена», где выступает ХК «Амур». Футбол же задвинут на вторые роли и на игре, которую мы посетили, стадион был заполнен где-то на треть. Хабаровчане пропустили первыми, но в итоге выиграли 4:2.
Что еще запомнилось – когда в 11 утра на работе поймали по радио московскую «Юность» и ведущая, откровенно зевая, бубнила «Приветствую тех кто ЕЩЁ не спит». Разница с Москвой в Хабаровске 7 часов.
Там же, в Хабаровске мы узнали еще две новости – хорошую и плохую. Плохая – это то, что случилось с официальным сайтом, бобяковщина и всё такое. Хорошая – то, что на новой купюре достоинством 5000 рублей будет красоваться Хабаровск, с главным действующим лицом – памятником Муравьеву-Амурскому.
Ну и собственно 10 августа мы отправились в обратный путь – в родную Сибирь. Теперь уже все интересные места проезжали преимущественно ночью, Байкал – поздним вечером и в ненастную погоду, да и впечатлениями были перегружены по уши, поэтому мало что запомнилось…
P.S.: Практически все вышеописанные особенности поездки можно увидеть в фильме-киноопупее
«Томск – Хабаровск. (далее везде)» по следующим адресам:
ftp://ftp.tomtel.ru/upload/13/ и
ftp://k15.home.tomsk.net/incoming/13/
Продолжительность фильма 58 минут 30 секунд, объём – 774 Мб