Псовая охота Обсуждение поправок в Кодекс Томской области об административных правонарушениях, призванных ужесточить наказание для нерадивых собаководов, вновь всколыхнуло проблему взаимоотношения с «братьями меньшими» в отдельно взятом городе.
Надо сказать, что тема «жизни собачьей» имеет для Томска особый, почти сакральный смысл. Мало кто помнит, но наряду с железными гаражами псы были «коньком» в программе будущего мэра Макарова, обещавшего горожанам перед своими выборами в течение года навести порядок в собачьем вопросе. Причем в обеих его ипостасях - бездомной и домашней. Сколько воды утекло с тех пор! Кажется, изменилось все: общественный строй, руководство «Спецавтохозяйства», состав правозащитников, даже климат… И только собачьи дела по-прежнему лежат под спудом.
Риск быть покусанным для рядового томича и сегодня ничуть не меньше, чем 15-20 лет назад. Как и прежде, львиная доля пострадавших (по мнению врачей, до двух третей) приходится на домашних «любимцев». Но это не значит, что разлюбленные псы и их потомки совсем уж безобидны, в том числе в эпидемиологическом плане. Да и просто стыдно, когда по городу, мнящему себя европейским, разгуливают стаи полудиких собак. Причем опять же годами! К примеру, стая крупных белых псов - явно потомков тех, что 15 лет назад любили принимать солнечные ванны на Новособорной, - перекочевала к обладминистрации. И вот ведь умницы: как их предки, чтобы не мозолить глаза отцам города, выбирали газон поближе к СФТИ, а не к «Верхнему» гастроному, так и нынешние «центровые» псы предпочитают отдыхать возле того входа, что ближе к Ушайке, правда, последнее время что-то их не видать. Вип-персоны там ходят редко - что, по-видимому, неизвестно разного рода манифестантам, которые всегда протестуют у «гостевых» дверей, где их видят разве что журналисты да милиция. Вот и экстравагантная защитница собак не так давно подкатила к этому входу с тележкой, груженной… дохлыми собаками. Охрана от такой эскапады просто ошалела.
По стечению обстоятельств собачья тема в июне звучала особенно громко. Сначала история с покусанным трехлетним ребенком, потом сбор подписей против умерщвления бродячих псов, затем выходка «правозащитницы» Кузьмичевой, примерно в это же время в городе проходила акция, призывающая взять четвероногого друга из приюта… И, наконец, принятие поправок в КоАП также состоялось на июньском собрании облдумы.
«Собачья» тема еще в декабре прошлого года рассматривалась в числе других на парламентских слушаниях, посвященных правоприменительной практике областного Кодекса об административных правонарушениях. Прозвучавшие там предложения оценивались рабочей группой, и затем пакет поправок был вынесен на заседание правового комитета. А в начале лета в Томске случилось очередное ЧП с собачьим «участием»: овчарка напала на маленькую девочку. Увы, хозяев злобной собаки ничему не научила предыдущая «зверская» история - с «двойным» нападением на почтальонов одного и того же стаффордширского терьера. О бойцовом псе-«рецидивисте», терроризирующем тетенек с толстой сумкой на ремне, напомнил коллегам Алексей Диденко. Сначала коллеги по правовому комитету, а затем и все думцы поддержали его предложение «ужесточить санкции».
Теперь за «Нарушение правил содержания домашних животных» накажут строже. Часть 3 статьи 5.1 звучит так: «Нахождение с собакой без поводка и (или) намордника в магазинах, организациях, на детских площадках, газонах, рынках, пляжах, в общественном транспорте, выгул собак на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними, а также в иных общественных местах, не предназначенных для выгула собак, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей».
За допущение по неосторожности нападения домашнего животного на человека с причинением вреда здоровью (статья 5.1, ч. 5) полагается штраф не в 2500 рублей, а в 5000 рублей. Беспривязное содержание животных (статья 5.2) также будет стоить вдвое дороже. Максимальный штраф за первое правонарушение составит 2000 рублей, за повторное - 4000 рублей.
Все правильно, конечно. Но вот только не приведет ли это к тому, что штрафовать будут за дрожащего от ужаса карликового пинчера (вспомним историю с пенсионеркой - любительницей лото)? И потом, ведь никто мешал накладывать хотя бы и двух-, а не четырехтысячный штраф на владельцев того самого «отвязанного» черемошнинского стаффордшира ну, скажем, каждую неделю? Думается, хозяева быстро бы нашли способ приструнить своего агрессивного «любимца», если бы им пришлось выкладывать за его «прогулки» 8-10 тысяч в месяц. Как не вспомнить любимую фразу председателя правового комитета облдумы Григория Шамина: суровость наших законов компенсируется слабостью их исполнения.
Разумеется, не вина депутатов, что принятые ими законы порой исполняются плохо. Это уже дело исполнительной власти и правоохранительных органов. Конечно, можно посетовать: к каждой псине по стражу порядка не приставишь. Однако почему-то же получается у нашей милиции бороться с пивным беспределом на улицах? Вступил в силу закон о нераспитии слабоалкогольных напитков в местах массового скопления граждан - и ведь не пьют! Или, по крайней мере, не пьют открыто, прячутся. Потому что за исполнением этого закона действительно следят. И наказание за нарушение если и не на сто процентов неотвратимо, то весьма вероятно. А ведь и штраф сравнительно невелик. Так штрафуйте «собачников» в столь же массовом порядке!
Но штрафы нерадивым собаковладельцам - это одна сторона медали. Другая… ох, другая. Собственно, с нее мы начали: бродячие собаки на улицах Томска. Даже на общероссийском уровне их количество уже зашкаливает за все мыслимые пределы. По данным «Спецавтохозяйства», бездомных собак в Томске порядка 15 тысяч. В Москве (Москве!!!) приблизительно 30 тысяч, и это рассматривается столичным правительством, как катастрофа. Эх, вам бы наши проблемы.
Не то чтобы с бродячими собаками в Томске не боролись. Борются. Причем методами, не слишком отличающимися от тех, что применяли сто лет назад. Совсем недавно это были сетки, сейчас - дротики с ядом. Выражая свое отношение к таким методам, известная в Томске защитница прав «братьев наших меньших» Кузьмичева (у работников САХ от этой фамилии начинаются колики) и пенсионерка, бывшая узница концлагеря (этот факт особенно подчеркивался на интернет-форумах), недавно и привезли дохлых собак «в подарок» областным чиновникам. Почему-то не городским, хотя на самодельном плакате в «злодействе» обвинялся мэр. Псы были умерщвлены дротиками, которые должны были свидетельствовать о том, что это дело рук работников САХ. Дело закончилось штрафом в тысячу рублей каждой из участниц «похода» - и сбором средств в их пользу на популярном томском сайте…
Все это, конечно, несколько анекдотично, однако косвенно правоту защитницы собак не так давно подтвердили люди, в экстравагантных поступках ранее не замеченные. Может, Кузьмичеву к публичным действиям как раз и подтолкнул тот факт, что недавно открытое письмо с броским заголовком «Вы можете остановить убийство!» подписали тридцать томских профессоров, включая директора НИИ кардиологии СО РАМН Ростислава Карпова и бывшего ректора ТПУ Юрия Похолкова.
«Как ни страшно, но мы привыкаем к жестокости. Неужели привыкнем и к убийству? - говорится в письме. - Выделяются огромные деньги, и идет отстрел бездомных животных, нередко он ведется на глазах детей и стариков, это большой стресс для их психики и здоровья. Отстрел ведется инъекциями аделин-супер, от которого отказались все страны мира, кроме нас. После этого препарата животные умирают долго и мучительно, именно поэтому он запрещен во всем мире». По мнению организаторов акции, решение проблемы - стерилизация. Более того, она в Томске уже выборочно проводилась - на деньги спонсора и силами студентов-ветеринаров.
Увы, опыт опять же Москвы свидетельствует: и стерилизация не панацея. Этот метод действует в Европе, где число бродячих животных даже в мегаполисах измеряется сотнями, а не десятками тысяч (лондонский приют для собак рассчитан на 700 «постояльцев»), где всех «домашних любимцев», не предназначенных на племя, принято стерилизовать, и, наконец, где за жестокое обращение с животными можно получить не только крупный штраф, но и реальный срок. К тому же стерилизация совсем не так дешева, как кажется, по расчетам томских активистов, всего-то в пределах десяти рублей. Сдается, друзья животных выдают желаемое за действительное. Даже столичному правительству поголовная кастрация собачьих стай оказалась не по карману. Но это вовсе не означает, что можно оставить все как есть. Если мы цивилизованные люди - значит, должны искать цивилизованные пути. Ну или хотя бы не столь варварские, как умерщвление собак на глазах ребятишек…
Что касается собачников, для которых комфорт их питомцев дороже опять же детей (выгулы в песочницах и т.д.), может, все-таки властям пора вернуться к идее создания экологической милиции, которая существовала бы на основе самоокупаемости (процент от штрафов)? Ведь статей в КоАПе, подобных «собачьим», полно, и работают они плохо. А так - и порядка прибавится, и какие-никакие деньги в бюджете. Хватит хотя бы на устройство площадок для выгула собак.
Это только одно из возможных предложений. Наверняка томичи способны придумать и что-то свое, не столь банальное. Инновационное. А то хотим в иннограды, а сами… собак давим.
Марина ГРЕК.
http://krasnoeznamya.tomsk.ru/?news-name=1466