Koristniy
Andrew34
К счастью, мое исследование не является гласом вопиющего в пустыне и есть достаточное количество весьма почтенных пиплов, которые понимают тупиковость релятивизма. Например, очень авторитетный философ-аналитик из Стемфордского университета (Силиконовая долина) - Хилари Патнем, приехав к нам в Оксфорд читать знаменитые Локковские лекции (раз в год университет Оксфорда приглашает прочитать семестровый курс какую-нибудь философскую звезду мировой величины, курс этот формально посвящается Джону Локку - выдающемуся оксфордскому философу 17 века), однажды привел в пример мысленный эксперимент под названием "Мозги в бочке", посвященный как раз обсуждаемой сейчас проблеме.
Допустим, мы поместим мозги, продуцирующие мышление, в специальный питательный раствор и с помощью соответствующей системы электродов будем возбуждать нейроны, вызывая в данном мыслящем субъекте те или иные представления. Допустим далее, что это существо способно говорить в монологе, используя свой приватный язык. Тогда, по определению, предложения языка этого существа не будут иметь референциальной связи с фактами мира, ибо доступа к миру у него в познании нет, мы искусственным образом создаем представления в этом субъекте. Единственным семантическим основанием такого языка будут выступать интенсионалы, которые проще всего фиксировать в грамматике перформативных высказываний. То есть мозги в бочке не смогут продуцировать пропозицию типа "На улице идет дождь", но лишь перформатив "Мне кажется, что на улице идет дождь" и т.д. Ну и поскольку, по определению, любые референциальные связи запрещены, мозги в бочке просто не будут способны продуцировать суждение "Мы - мозги в бочке".
Релятивист же, отказывая языку в устойчивых референциальных связях, претендует на то, чтобы в самой своей теории высказать суждения, имеющие референцию, т.е. указывая на погруженность человека в локальную культуру, концептуальный каркас и т.д. (в бочку) он произносит: "мы - мозги в бочке", что не соответствует принятым условиям рассуждения.
Чтобы избежать этого эпистемологического коллапса нужно признать либо то, что предложения его теории имеют только интенсионалы (но тогда в чем ценность такой теории?), либо то, что все же возможны предложения с референтами.
